Политика → Народ выбирает удобный путь
Создано 14 Сентябрь 2016

Институт президентства в России, отметивший 25-летие, — явление самобытное и колоритное. Четверть века — период по историческим меркам небольшой, но все же позволяющий оглянуться назад, вспомнить, как все начиналось, и непредвзято проанализировать этапы пути.

— 25 лет назад институт президентства воспринимался как гарант самостоятельности России в составе СССР, — комментирует доктор политических наук, профессор Уральского социально-экономического института Виталий Иванов. — В годы горбачевской перестройки российская элита использовала институт президентства как эффективный инструмент борьбы РСФСР с федеральным центром за свои полномочия. В то время Российская республика была ядром СССР и одновременно самым бесправным в плане политической самостоятельности его субъектом. Реформирование федеративных отношений в Союзе шло быстрыми темпами и в условиях острой политической борьбы, что требовало принятия оперативных решений и действий. Нужен был политический центр, обеспечивающий консолидацию российской политической элиты и оперативную организацию управления ключевыми органами власти РСФСР. Такими коллегиальными органами, как съезд народных депутатов и Верховный совет РСФСР решить эту задачу было невозможно по причине их многочисленного состава и политических конфликтов внутри депутатского корпуса. Поэтому идея внедрения в политическую практику института президентства стала притягательной.

Когда съездом народных депутатов была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР, произошло юридическое закрепление права российской элиты на управление Россией. Однако требовалась и практическая реализация, и это был еще один фактор в пользу введения президентства в РСФСР.

Руководство СССР во главе с Горбачевым прекрасно понимали угрозу, которую представляло обретение Россией реальной независимости, даже в ограниченном объеме. Поэтому не разделяло идею введение поста президента РСФСР. В этой ситуации российская политическая элита воспользовалась всесоюзным референдумом о сохранении СССР 17 марта 1991 года и добавила к нему свой вопрос республиканский — о введении поста президента РСФСР, получив необходимую поддержку россиян. Это был очень рациональный и продуманный шаг. Решения, принятые на референдуме, имеют высшую юридическую силу и подлежат безусловному выполнению.

Путь к введению поста президента был открыт. Помешать этому процессу органы власти СССР уже не могли. 12 июня 1991 года были проведены фактически безальтернативные выборы президента России, поскольку Ельцин был тогда в фаворе как политический лидер. Большинство граждан проголосовало за Ельцина. Я тоже был в их числе, потому что от Ельцина исходили простые и ясные идеи, как в свое время от большевиков. Он предлагал сделать Россию равноправной республикой в составе СССР, вернуть россиянам право распоряжаться всеми природными богатствами, находящимися на территории РФ, использовать их в интересах рядовых граждан, ликвидировать привилегии партийной номенклатуры, на борьбе с которыми, собственно, и строился его политический имидж. Кроме того он обещал провести радикальные экономические реформы, которые повысят качество жизни россиян и приблизят его к уровню жизни в европейских странах. Сейчас понятно, что это был популизм. Чего стоит одна ельцинская фраза того времени «Я лягу головой на рельсы, если цены будут повышены!». Однако на фоне нерешительности Горбачева, который с 1985 года не провел ни одной внятной реформы, а жизнь в стране все ухудшалась, это был свет надежды. Люди пошли за Ельциным.

Заняв пост, Борис Николаевич сразу начал предпринимать шаги по установлению реальной власти российской политической элиты, которую он возглавил, на территории РСФСР. Начался процесс выдавливание федеральной власти и прежде всего партийных организаций КПСС. Был принят российский закон о милиции, запрещавший деятельность партийных организаций в системе МВД на территории РСФСР. А 20 июля 1991 года Ельцин своим указом № 14 провел уже департизацию всей системы государственной власти и управления на территории России. Парткомы КПСС были выведены за пределы органов государственной власти, а так же предприятий и учреждений. Фактически одномоментно был нанесен колоссальный удар по существующей политической системе СССР и управляемости страной. Поражение ГКЧП в августе 1991 года было использовано Ельциным уже для укрепления президентской власти на местах. В РСФСР был введен пост главы администрации области и края. Кроме того для контроля за властями на местах был учрежден институт полномочного представителя президента в регионах. Таким образом, к моменту распада СССР институт президента в РСФСР был практически сформирован и показал свою жизнеспособность.

Однако не все было так гармонично с введением президентства в России. Нужно отметить, что пост президента был искусственно имплантирован в существовавшую тогда систему советов народных депутатов РСФСР, которая формально соответствовала парламентскому типу республики, где ключевая роль принадлежит парламенту, который формирует и контролирует исполнительную власть — правительство. В СССР и РСФСР представительными органами власти были Советы народных депутатов разных уровней, которые формировали исполнительные комитеты в областях/краях и правительства в республиках. После 1989 года в Союзе и союзных республиках, включая РСФСР, были учреждены съезды народных депутатов, ставшие высшими органами государственной власти. Это закрепляло доминирование представительной/законодательной власти над исполнительной. В такой ситуации пост президента мог быть, но как орган власти представительного характера, который не обладал значимыми полномочиями. Ельцину удалось в условиях борьбы с федеральным центром добиться лояльности и согласия съезда народных депутатов РСФСР для формирования президентской власти с реальными полномочиями, превратить президента в ключевую фигуру политической системы России. Президент РСФСР уже на момент введения этого института имел статус высшего должностного лица и главы исполнительной власти республики.

Окончательное оформление института президентской власти в России в ее нынешнем виде произошло после распада СССР . 25 декабря 1991 года Борис Ельцин получил всю полноту президентской власти в России в связи с отставкой Президента СССР Михаила Горбачева. Использовал форс-мажорную ситуацию для выхода президентской власти из-под контроля съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, которым руководили его недавние единомышленники. Это спровоцировало острый политический конфликт между двумя центрами власти. В ходе него фактически решался вопрос: кто будет доминировать в системе государственной власти? Президент и исполнительная власть или Верховный Совет как парламент? Каждая из сторон стремилась укрепить свои позиции и зафиксировать их новой конституцией, которую планировалось принять в конце 1993 года. Как известно, политический кризис не удалось разрешить мирным путем. В октябре 93-го Ельцин силой ликвидировал Верховный Совет, а затем демонтировал всю систему советов народных депутатов в стране.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция России закрепила суперпрезидентскую форму государственного правления. Президент является главой государства и наделен обширным объемом полномочий. Формально он стоит над всеми ветвями власти. Однако при этом полностью контролирует исполнительную власть, через партию «Единая Россия» парламент (законодательная власть) и вместе с Федеральным Собранием формирует суды (судебная власть). Президент определяет внешнюю и внутреннюю политику страны.

Значительный вклад в развитие института президентской власти внес и Владимир Путин. Окружение Ельцина планировало поставить на пост президента России Путина, у которого тогда не было своей политической команды, и, по логике, это делало его легко управляемым. Но в случае с Путиным они ошиблись в лучшую для российского народа сторону. Пришел человек самостоятельный, волевой, у которого есть собственное видение российской государственности, не совпадавшее во многом с видением команды Ельцина. Поэтому она и ушла в небытие.

Путин усовершенствовал институт президентской власти, его территориальную и административную составляющие. Для этого ему пришлось принять ряд мер, включая устранение деформаций в системе государственной власти, которые возникли в ходе реализации норм действующей Конституции России. Еще при Ельцине выяснилось, что Конституция наделяет президента обширными полномочиями, но в ней не предусмотрен институт федерального вмешательства в работу органов государственной власти субъектов РФ. Переход повсеместно к прямым выборам губернаторов с 1995 года дал им мандат народных избранников и одновременно сделал недосягаемыми для Ельцина. Наглядно это проявилось в 97-м в конфликте между губернатором Приморского края Евгением Наздратенко и администрацией Президента России. Ельцин не смог найти юридических рычагов для отстранения губернатора, который ссылался на свою легитимность, полученную от жителей края. В этой ситуации Ельцин смог только передать распоряжение федеральными ресурсами, выделяемыми краю, своему Представителю в регионе , а так же переподчинил ему территориальные органы федеральной власти в крае.

Другую проблему породило положение Конституции РФ, которое выделило местное самоуправление в отдельный вид публичной власти, независимой от государственной власти. То есть фактически гарантировало неограниченную муниципальную автономию. Здесь уже возникли проблемы в отношениях между губернаторами и мэрами крупных городов, имеющих солидный муниципальный бюджет. Последние были вне досягаемости глав субъектов РФ и вели свою независимую политику, не считаясь с проблемами региона и других муниципалитетов. При Ельцине такие конфликты приняли открытую форму в Оренбургской, Челябинской областях, Удмуртии. Образно говоря, существовавшая при Ельцине система исполнительной власти напоминала трехэтажное здание, внутри которого отсутствовали лестничные пролеты и лифт.

Путин, столкнувшись с таким наследием, вынужден был путем последовательного принятия ряда федеральных законов восстановить вертикаль исполнительной власти, без которой невозможно было полноценное осуществление им своих президентских полномочий. Сегодня Президент может отстранить любого губернатора, выразив недоверие. В свою очередь субъекты РФ, после проведения муниципальной реформы 2003-2009 годов имеют право определять систему местного самоуправления на своей территории, влиять на глав местного самоуправления. Если говорить о территориальном аспекте совершенствования президентской власти, то тут можно отметить создание в 2000 году федеральных округов во главе с Полномочными представителями Президента России. Это решило сразу две задачи. Улучшилось администрирование территорий со стороны Президента. Округа объединили до этого разрозненные субъекты РФ под началом президентской власти. Кроме того, была ликвидирована почва для обособления регионов. Для координации деятельности органов власти субъектов РФ прежде всего в вопросах социально-экономического развития использовались Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. В них главную роль играли губернаторы экономически сильных субъектов РФ, но не федеральная власть.
При Путине система президентской власти получила свой завершенный вид и сегодня выглядит следующим образом. Президент России — Администрация Президента — Полномочный представитель Президента в ФО — главный федеральный инспектор в субъекте РФ. Система обеспечивает реализацию полномочий главы государства на территории всей страны.

Наличие института сильной президентской власти в России — закономерный итог реформ, которые начинал Горбачев, затем проводил Ельцин и сегодня осуществляет Путин. Мы помним эйфорию народовластия 1989-1991 годов. Тогда в политику открылся доступ колоритным личностям, имеющим поддержку в обществе, но не имеющим опыт политического управления. В итоге яркие и ожесточенные дискуссии о будущем страны проходили на фоне неспособности народных избранников всех уровней провести необходимые реформы и обеспечить это самое будущее. В отсутствии развитого гражданского общества и опыта демократического правления демократический старт оказался фальстартом, и у рядовых граждан сформировался заказ на сильную президентскую власть. Это полностью соответствовало историческим традициям российской государственности, где столетиями прослеживается доминирование сильного главы государства в системе власти.

Институт президентства в нашей стране на данном этапе соответствует ментальности общества и уровню экономического, политического, социального и культурного развития, какие бы взгляды на это не имели политологи, эксперты, представители оппозиции. Если посмотреть на итоги социологических опросов, то самый высокий уровень поддержки населения России имеет именно институт президентской власти. В частности, по данным ВЦИОМ, по итогам опроса, проведенного 14 августа 2016 года, деятельность Президента РФ одобряли 79,4 процента респондентов. И это в условиях кризиса. Да и данные опросов с 2000 года по настоящее время демонстрируют высокий уровень доверия президенту страны. Иными словами, народ, как источник всей власти в России, доволен тем, как власть осуществляется институтом президентства. А с народом не поспоришь. Он или доверяет, или не доверяет.

Татьяна Строганова.

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru