Персоны → Игорь Ярцев 2
Создано 21 Октябрь 2013

Игорь Ярцев более четверти века профессионально поднимает людям настроение. Он видит всех насквозь и знает, как каждого из нас сделать добрее. Бессменный ведущий главной сцены Ильменского фестиваля, сценарист премии «Светлое прошлое», режиссер праздников и шоумен делится секретами мастерства.

— При Советском Союзе было проще веселить людей?

— Чувство юмора у каждого человека персональное. Народ при социализме был, конечно, неискушен, но и более зажат, зашорен. Я не могу сказать, что сейчас народ раскрепощен. Публика разная. Кому-то достаточно старый анекдот рассказать — все вспомнили и засмеялись. А кому-то хоть в стиле Comedy club шути — бесполезно.

— Когда не получается развеселить и вы это понимаете, как профессионал, уходите расстроенный, с чувством невыполненного долга?

— Я, может, похвалюсь, но не помню, чтоб совсем-совсем не получалось. Если работа не удавалась на все 100 процентов — расстраивался, конечно... Должно быть много разных приемов у ведущего. Чтобы товар продавался, надо чтобы он был «хороший и разный».

— Женщины податливей на веселье?

— Не факт. Факт, что хуже пьяного мужчины — пьяная женщина (смеется). Разные люди. Есть некие фишки, маячки, которыми пользуюсь. На месте ориентируюсь: вот эта игра в эту компанию никаким боком «не пролезет». А бывало и по-другому. Думаю, что конкурс красоты среди мужчин здесь будет неуместен, но в процессе действа понимаю: пройдет на ура! Мужики боевые, и с ними можно похулиганить. Многие шоумены считают, что проще работать без сценария, по наитию. Но для этого надо иметь богатый лексикон и образное, ассоциативное мышление, уметь связать между собой разные вещи и понятия.

— В огороде — бузина, а в Киеве — дядька... Свяжите эти понятия.

— Придумаем историю: «Дядька посадил бузину и уехал жить в Киев. Теперь у меня в огороде — бузина, а в Киеве — дядька». Логика, конечно, что называется, за уши притянутая, но она есть. Любое действо должно иметь мотивацию сообразно теме праздника. Если день рождения у моряка, почему мы должны говорить про комбайнеров? Либо надо убедить участников праздника, что комбайнер тоже моряк, тоже по морям плавает. Но только они хлебные. А тот же комбайнер кормит и моряка, и токаря, и слесаря... И клубного работника в том числе.

— Вот только домов культуры у нас все меньше...

— Я давно утверждаю: чем меньше в стране клубов и ДК, тем больше приходится строить тюрем. Потому что если человеку нечем заняться в свободное время (причем часто уже с детского возраста), эту нишу непременно что-то займет. Интернет, в частности. Там хорошие вещи можно найти, но можно найти и плохие. Если человек в творчестве не может себя реализовать (спеть со сцены, стишок рассказать, блеснуть знаниями), если друзей нет, круга общения, он очень часто выбирает виртуальное пространство. Там ведь особо думать не надо. И в телевизоре многое — готовая «жвачка». Сценарист сочинил, режиссер поставил, артисты сыграли... Посмотрел, посопереживал — и забыл. А лучше бы что-то прочитал и разбудил свою фантазию. Дети вот с рождения фантазеры! Ничего хорошего не получится, если запрещать ребенку фантазировать. К сожалению, многие педагоги этим грешат. «Зачем ты исковеркал песню \ стишок \пословицу?» Почему «исковеркал»? Он свою версию придумал. Ну коряво. Так поправьте.

— Вы-то не ленитесь писать всякий раз сценарии?

— Ленюсь, конечно. Очень часто работаю на экспромте. Но даже не в лени дело. Все казусы, все ситуации просчитать, прописать в сценарии невозможно.

— С публикой всегда и сразу контакт?

— Выходя на публику, я стараюсь смотреть в глаза. Важно понять, что это за люди. Кто-то экстраверт — глаза горят, и с ним уже можно работать. Другой сидит насупившись — может, болит что-то или на работе проблемы. Ну не трогайте вы его. Потом включится сам, когда захочет. Насильно в игру затягивать никого не надо. Сканирую, кто готов поиграть, а кто — нет. «Глаза — зеркало души» не зря сказано. Студентам говорю: «Хотите стать ведущими? Вышли работать — в первую минуту вам публика должна улыбнуться. Если этого не произошло, ну еще пара минут есть. Если опять не произошло, есть полжизни, чтоб сменить профессию». Шоумен должен удивлять или радовать. А лучше — и то и другое. Если ничем не порадовал, не удивил, не поднял настроение людям, зачем пришел? Поэтому и называется профессия «Режиссер праздников», а по-простому «Мастер хорошего настроения». Учиться надо всю жизнь, наиболее прибыльное вложение денег — самообразование. Если специалист почил на лаврах и считает, что он всему уже научился, окончив вуз, то ему мои соболезнования. Это грустно, и этим многие грешат.

— А себе вы как настроение поднимаете?

— Я вообще-то лентяй. И поспать люблю на час подольше. А еще у меня есть истрепанная книжица стихов Игоря Губермана. А в компьютере игра-пасьянс «Косынка»... Жена, бывает, ворчит: «Тебе ж сценарий писать надо, а ты дурака валяешь...» А я себя в рабочее состояние привожу. Если трудная работа навалилась, и не знаешь, с какой стороны подойти, не спешу за нее браться. Бывает так, что у меня сценарий в уме вылеживается неделю-другую. Жду импульса, для которого, возможно, нужны какие-то жизненные впечатления. Ребенок ли порадовал, водитель дорогущей машины уступил дорогу — и вот уже повело меня на творчество. Совершенно непредсказуемо, откуда что берется. «Когда б вы знали, из какого сора...». От общения с хорошими людьми очень часто само собой настроение поднимается. С удовольствием писал сценарий премии «Светлое прошлое». Низкий поклон придумавшим ее Шилову и Митяеву! Огромная работа, серьезный творческий труд. Потрясающие вещи узнаешь про свою родину — Челябинскую область. С изумительными людьми знакомишься. Выдающимися профессионалами, простыми притом...

— Говорят, работа режиссера праздника сладкое и страшное проклятие...

— Сладкое, потому что огромное удовольствие получаешь в процессе работы, когда все складывается, как ты задумывал. Страшное... потому что праздник — штука сиюминутная. Никакое видео не передаст атмосферы.

— А сверхзадачу вы себе ставите?

— Анатолий Луначарский сказал замечательную фразу: «Развлекая, просвещать». Это лозунг работников культуры. Да, конечно, мы «вроде как» всего лишь развлекаем людей. Многие апологеты классического искусства считают культработников скоморохами, представителями «низкого жанра». Но... Ребенок, вернувшись домой из школы, хочет расслабиться-переключиться. Родителям, как правило, некогда заниматься с ним творчеством. Придя в драмкружок, к примеру, он понимает, что может все это бросить в любой момент. Но если его это заинтересовало, вот тут мы его и дообразовываем, вот тут мы ему «о десяти заповедях» и сообщаем иносказательно.

Прививаем хорошее, словом. И взрослым прививаем то же самое. Своим примером показываем, как надо себя вести, как прилично мысли свои выражать.

Наблюдая за участниками игровой программы, человек себя с ними невольно ассоциирует. Понимает: эх, я так не могу, а вот этак могу. Кто из нас, просматривая телепередачу «Поле чудес», не кричал в сердцах, к примеру: «Что ж ты, валенок, не знаешь, что это Моцарт сочинил?» Человек самоутверждается всю жизнь. Наша задача — помочь ему это сделать вне работы, вне учебы в непринужденной творческой обстановке. Когда человек приходит «как бы отдыхать», мы — организаторы процесса — просто обязаны вложить в игровую часть образовательную составляющую. Чтобы он что-то новое узнал, проявил себя как-то позитивно. И домой он вернется добрее.

Татьяна Строганова.
Фото автора.
lentachel.ru

Автор сайта

Материалы

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru