
Он помогает топ-менеджерам и их подчиненным развивать личные качества и профессиональные навыки. Он мотивирует сотрудников компаний на достижение поставленных бизнес-целей. Одни называют его бизнес-тренером, другие — коучем. А, по сути, это просто умный человек со стратегическим мышлением, готовый делиться своими знаниями. Правда, при этом он еще и умеет делать людей счастливыми. Но вот как это удается?.. Об этом мы беседуем с директором центра дополнительного образования «Школа бизнеса» Южно-Уральского государственного университета Александром Короленко.
Справка «АН»
Александр Николаевич Короленко, директор центра дополнительного образования «Школа бизнеса», старший преподаватель кафедры «экономика промышленности и управление проектами» ЮУрГУ. В 2000 году с отличием окончил обучение на факультете экономики и управления ЮУрГУ (специализация «производственный менеджмент»). С 2003 года ведет преподавательскую и консультационную деятельность. Член экспертной комиссии по вопросам региональной программы «Адресная поддержка повышения производительности труда» Фонда развития промышленности Челябинской области. Автор нескольких курсов в рамках программ дополнительного образования и ряда коммерциализированных ноу-хау.
— В ЮУрГУ я попал, еще будучи школьником. С преподавателями вуза был знаком с восьмого класса, учась в челябинском колледже «Наука». По некоторым дисциплинам, включая начертательную геометрию, и вовсе занятия проходили в стенах университета. Это очень помогло получить начальную техническую базу и, возможно, какое-то пространственное воображение. Так что вопрос, куда поступать, собственно говоря, не стоял, — вспоминает Александр Николаевич.
— Нас заинтересовали наукой сразу. Мы участвовали во всех традиционных проектах, в числе которых «Одиссея разума» и «Шаг в будущее». Уже в школе мы организовывали КВН, проводили какие-то капустники. Постоянно нас преподаватели ЮУрГУ сопровождали. В итоге по результатам выпускных экзаменов на первый курс из нашего класса было зачислено человек шестнадцать.
Было очень забавно, когда в начале обучения новые преподаватели пытались нас друг с другом познакомить… Так мы и держались своей группой все пять лет специалитета. Профессора привлекали нас к прикладным исследованиям. Наукой занимался с интересом, но… Окончив университет, я пошел работать туда, где на тот момент больше платили. Устроился главным бухгалтером.
— О как! Вчерашний студент — и такая серьезная должность?
— Я не сразу понял, куда попал. В организации был заброшен бухучет. Ситуация примерно следующая: выплывешь — хорошо, не выплывешь — хуже уже не будет. Никто на эту должность не соглашался. Но об этом я потом узнал, через полгода. Став главбухом, начал разбираться во всех завалах. С университетом связи не терял, консультировался с преподавателями. И как-то все у меня получилось, навел порядок.
Одновременно с окончанием университета и трудоустройством профессор Игорь Александрович Баев пригласил меня в аспирантуру, а позже порекомендовал меня руководству международного факультета, где тогда развивалось бизнес-образование (собственно, в этой сфере сейчас и работаю). По совместительству стал преподавать, при этом мне доверили президентскую программу переподготовки управленческих кадров.
Помню, удивился тогда. По сути, я был человеком со стороны. Оказалось, что это опять проверка боем. Отзывы получал хорошие. Года через два декан предложил вместо совместительства полностью перейти на работу в университет. Мне очень нравился практико-ориентированный подход к обучению. Вместе с командой студентов мы реализовывали проекты. Я способствовал трудоустройству, поскольку знал и студентов, и работодателей. Помогал им друг друга находить.

— Вы же тогда тоже практически были в возрасте студента. Помните свой первый выход к аудитории?
— Это были студенты пятого курса. Я с ними летом в волейбол играл на базе отдыха… На лекцию чуть-чуть припоздал. Захожу в аудиторию — ребята у моего стола общаются. Поздоровались, но они даже не поняли, что перед ними преподаватель. Я говорю: «Ну всё, рассаживайтесь, сейчас прочитаю вам лекцию». Надо было видеть эти удивленные лица…
К слову, декан международного факультета любил выходные посвящать волейболу и активных преподавателей зазывал. Это тоже позволило определенные контакты наладить, потому что с нами играли директора челябинских предприятий. Нас приглашали обучать производственные коллективы. Мне такие «выездные» семинары давались нелегко, отзывы были разные, но с тех пор работать с предприятиями полюбил. А специфика обучения взрослых своеобразная…
Уже тогда, будучи преподавателем, я, по сути, работал бизнес-тренером. Было интересно, объездил много городов России. А потом встал вопрос, как сохранить конкурентоспособность, как развиваться дальше. Наш центр дополнительного образования вступил в межрегиональную ассоциацию бизнес-образования. Был создан МВА-центр, где проходят обучение руководители и собственники бизнеса.
В 2016 году после реорганизации факультетов в институты и высшие школы мне предложили управленческую должность, стал начальником отдела развития программ дополнительного образования. Было очень грустно… Преподавательский отпуск в 56 дней, к которому привык за 16 лет, сократился до двадцати восьми.
Рынок сильно поменялся, стало развиваться дистанционное обучение. Мы начали придумывать активности. Сегодня стараемся продвигать результаты нашей интеллектуальной деятельности, ноу-хау. Бережливое производство, фабрика процессов, настольные игры… Эти и другие учебно-методические комплексы предлагаем партнерам.
Наши продукты уже приобретены и включены в учебную программу в ряде вузов, в числе которых Башкирский педуниверситет, один из филиалов Казанского федерального университета, подписываем договор с Санкт-Петербургским госуниверситетом. Есть наши продукты и в школах. Работаем с предприятиями, компаниями и бизнес-структурами, входящими в состав Челябинского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей». Не так давно мы приступили к обучению управлению проектами сотрудников автомобильного завода «Урал». При этом и со студентами связь не теряю, преподаю по совместительству.
…Знаете, я побывал на очень многих предприятиях Челябинска. Первым делом всегда напрашиваюсь на экскурсии. Важно увидеть живьем производственный процесс. Бывало, полгода приходилось на предприятии работать, внедряя бережливое производство в рамках федерального проекта «Производительность труда». Очень интересно взаимодействовать с производственниками, с теми, кто непосредственно участвует в процессе создания продукта. Это ценно с точки зрения понимания закономерностей и отношений. То, что видит менеджмент, не всегда так же воспринимается обычными сотрудниками. Не все готовы идти «в бой» за лозунгами, кто-то их просто не воспринимает.
Ну и смену мы готовим достойную. К сожалению, этот опыт приводит к тому, что ценных сотрудников, что называется, переманивают… Ну ничего, подготовим новых (смеется). По сути, все наши выпускники лет через пять-семь о нас вспоминают и снова приходят получать дополнительное образование, уже будучи бизнесменами или руководителями подразделений и предприятий. Либо к нам с заказами обращаются. Не так много их удается брать в силу ограниченности времени, но в плане консультаций не отказываем. Когда тебя знает руководитель и считает своим учителем, это облегчает и ускоряет процесс преобразований на предприятии.
— А если вас видят впервые? Бывает же неподготовленная аудитория…
— С одним предприятием я уже много лет успешно работаю, но… Когда приехал в первый раз, людей просто даже рассадить в актовом зале было сложно. Дверь открывают, заглядывают, а заходить отказываются. «Нам приказали, послали сюда, но мы не хотим учиться...» Приходилось объяснять, уговаривать. Первые полтора часа были очень тяжелыми… Практически насильно загнали в зал, но ушли сотрудники счастливыми (смеется). В итоге отношения у нас выстроились доверительные, пятый раз меня уже приглашают.
Продолжение следует.
Татьяна СТРОГАНОВА, «Аргументы недели»
Фото из личного архива Александра Короленко
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
***
Людмила Вишня, ветеран журналистики, член Союза журналистов России с 1973 года, заслуженный работник культуры РФ:
- Как всегда очень интересно читать о сложном. Потому что интервьюер на одной высоте с философом (героем). Ты умница, Танюша! Прими моё восхищение!
http://stroganova.su/23-about/699-zhenskoe-litso-filosofii-chast-2.html

2009—2025 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором.
stroganova2 @ yandex.ru