Анастасия Лапо: «Наука должна быть впереди госповестки». Часть 2

 


Ученый, проректор, общественный деятель… Честно говоря, я слова эти переставляла местами несколько раз, выстраивая по степени значимости иерархию ипостасей героини интервью. Однако она изменила последовательность и на первое место поставила статус «мама».

Получив глубокие знания и компетенции специалиста в области мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, Анастасия Лапо могла построить головокружительную карьеру в транснациональной корпорации, но выбрала путь в науку — и никогда об этом не жалела.

Как найти подход к молодежи? Что отличает новое поколение госуправленцев? Кто дома командир? В чем секрет семейного счастья? Наш разговор — о главных приоритетах в жизни и многом другом.

Справка «АН»

Анастасия Сергеевна Лапо, проректор по молодежной политике и социальным вопросам ЮУрГУ, доцент кафедры «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление», кандидат экономических наук. Председатель Общественной палаты города Челябинска. В 2011 году окончила с отличием ЮУрГУ по специальности «мировая экономика», в 2013-м получила степень магистра по направлению «Экономика». Область научных интересов — оценка эффективности госуправления и экономической политики регионов. Автор более 30 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.

— А теперь, Анастасия Сергеевна, давайте вернемся в школу. Вы же когда-то проснулись с пониманием: «Хочу быть экономистом»...

— Я абсолютно осознанно поступала в вуз. Хотела учиться именно в ЮУрГУ, на конкретном факультете. Я окончила челябинскую гимназию № 93, где очень сильный гуманитарный блок с упором на языки. И это было решающим фактором при выборе специальности «мировая экономика» и специализации «внешнеэкономическая деятельность».

 

Меня устраивал формат экономическо-языкового тандема, который бы обеспечил возможность использования заложенных в школе знаний по английскому и немецкому языкам уже в профессиональной внешнеэкономической деятельности. И, собственно говоря, вместе с получением основного диплома с квалификацией «экономист» я получила диплом переводчика в сфере профессиональной коммуникации.

Он, кстати, пригодился, поскольку я преподаю на английском языке иностранным студентам, которые обучаются в магистратуре по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» в Высшей школе экономики ЮУрГУ. Одно дело — рассказать что-то ребятам, с которыми у нас общий культурный код, общее понимание ситуации. И совершенно другая история — преподавать иностранным студентам. Очень важно говорить с ними понятным, доступным экономическим языком.

…А еще я люблю читать на английском. Это классная языковая практика.

— Иностранные студенты от наших чем отличаются?

— Знаете, есть определенная культурная специфика... Очень четко умеют выполнять требования китайские студенты. У нас были выстроены идеальные отношения. Им дашь вектор — они прорабатывают задание очень мощно, глубинно, но… в заданном коридоре. Наши студенты в большей степени нацелены на творческое мышление, аналитическую деятельность. Им интересно из множества точек зрения выбрать одну. Любой кейс они воспринимают, как определенный вызов, предполагающий доказательство собственной позиции. В этом, наверное, принципиальная разница. Хотя… на мой взгляд, в нашем университете настолько грамотно построена адаптация иностранных студентов к российскому образованию, что эта разница не слишком ощутима.

А еще, пожалуй, есть нюансы в восприятии статуса. Наши ребята — особенно на первом и втором курсах — в большей степени воспринимают профессорско-преподавательский состав как проводников в знание. А для китайских студентов профессор или доцент — это тот, кто знание дает, а не ведет к нему за руку.

— Какой подход к обучению более продуктивен, ценен для науки?

— В идеале — это, конечно, тандем, когда ты можешь проработать разные варианты, но с глубоким погружением в каждый. Неглубокая проработка не даст полезного результата, научной новизны. А основная задача любого исследования — найти что-то новое. И здесь нет разницы гуманитарный это блок, экономический или технический.

— Будучи экономистом по призванию, в студенчестве вы, наверное, просчитали убытки на этапе перехода непосредственно в науку из перспективы работать в транснациональной корпорации? Вероятно, доходы были несопоставимые?

— Спасибо за очень качественный вопрос (смеется)!.. Когда читаем курс «Микроэкономика», то первая тема — «Производственные возможности, альтернативные издержки — издержки упущенных возможностей». То есть мы на самом первом занятии рассказываем студентам, что всегда существует альтернатива. Причем безотносительно какого-то производственного процесса, а в целом в жизни. Наша задача — научиться экономически смотреть на эту альтернативу, ранжировать возможности по степени приоритетности и при этом понимать, что при выборе наиболее значимой возможности от других придется отказаться. Это и есть «издержки упущенных возможностей». В ряде случаев их действительно можно посчитать, представить в денежном эквиваленте.

Я прекрасно осознавала, от чего отказываюсь… Когда пришла на кафедру, меня трудоустроили ассистентом. Эта должность невысокооплачиваемая. Но… вы знаете, мои бывшие преподаватели, ставшие коллегами, сформировали для меня такую среду, в которой мне было очень комфортно работать, вести преподавательскую и научную деятельности. Этот переход стал настолько органичным!

Оглядываясь на 15 лет работы в университете, я понимаю: ни за что не отказалась бы от этой траектории развития. Это именно то, чем хотелось и хочется заниматься. Конечно, одноклассники и одногруппники при встрече меня часто спрашивают: «Почему выбрала вуз?». Отвечаю без какой-то патетики: «Есть такое слово «призвание»…»

Ненаучное убеждение

— Деньги — не главное?

— Не главное. Мы вот с вами про науку беседуем… А я на этот вопрос отвечу: «Главное — семья». Ну, это опять же мое личное, ненаучное убеждение (смеется). Мы с супругом вместе уже больше 20 лет. У нас сын, и я абсолютно уверена, что это самое главное достижение в моей жизни.

Да, импонирует тот факт, что результаты моих научных исследований публикуются, находят отклик на уровне органов исполнительной власти, а значит, важны и значимы. Через меня прошло более 50 выпускных квалификационных работ, и это действительно существенный вклад в подготовку дипломников. Пыталась как-то посчитать количество студентов, у которых вела занятия… Но, мне кажется, это невозможно.

Да, образовательный блок очень значим и воспитательная работа, но все равно семья во главе всего. Мы с вами в разговоре уже коснулись национальных целей нашей страны — технологическое лидерство и развитие экономики. А ведь первая цель — это поддержка семьи. Все остальное идет следом.

— Ваш муж — тоже выпускник ЮУрГУ?

— Да, он тоже экономист, только на другом факультете учился. Специальность «антикризисное управление», работает в банковской сфере. Дома мы часто обсуждаем экономические вопросы, а также вопросы финансовой грамотности у нас всегда в повестке. Сын даже заявил как-то: «Я финансово грамотен, потому что папа — финансист, а мама — экономист».

— Звучит убедительно. И сколько лет «эксперту»?

— Ему девять исполнилось. А еще он признается, что консультирует своих одноклассников по вопросам финансовой грамотности... Такой вот смешной факт, но он есть.

— Не так давно вы стали проректором по молодежной политике и социальным вопросам ЮУрГУ. Какие задачи считаете приоритетными?

— Мне кажется, что российская молодежь становится все интереснее и интереснее... И это тоже, наверное, результат реализуемых образовательных программ и государственной поддержки. Задача университета — обеспечивать возможность участия студентов в разного рода проектах, программах, конкурсах, которых с каждым годом все больше. Потому что талантливые студенты построят в дальнейшем успешную карьеру и будут развивать наше общество. А граней таланта может быть очень много. Кто-то прекрасно поет, кто-то восхитительно рисует, кто-то умеет создавать то, чего никогда прежде не было. А сколько ребят, увлеченных волонтерством! Они работают в сфере поддержки материнства и детства, придумывают программы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья…

У нас очень интересные студенты! И на мой взгляд, главная задача реализации молодежной политики, внеучебной деятельности — это создание условий, позволяющих ребятам раскрывать свой потенциал. При этом речь не только о каких-то исключительных студентах (одаренных мы, естественно, поддерживаем). Надо сформировать и выстроить систему воспитания таким образом, чтобы раскрылся талант каждого. И вот это прямо-таки ключевая задача. Для меня лично это большой вызов.

Можем менять мир

— Есть мнение, что нынешняя молодежь… еще и сложная. Как найти подход?

— Найти подход бывает непросто... Здесь я немножко отвлекусь. Несколько лет назад проходила обучение по одной из программ дополнительного образования ЮУрГУ. Она называлась «Как понимать иностранца?». Абсолютно серьезно мы учились находить подход к студентам с различными культурными ценностями. И, вы знаете, мне кажется, эту программу вполне можно масштабировать до уровня «Как понимать современную молодежь?».

Да, студенты сейчас совсем другие… Я поступила в институт в 2011 году, и тогда для меня и моих одногруппников доминантой было именно образовательное пространство. Какая-то внеучебная деятельность нас интересовала в меньшей степени. Важно было получить качественное образование для того, чтобы построить карьеру. Взгляды современной молодежи гораздо шире.

Студенты понимают, что для построения успешной карьеры нужны не только так называемые hard skills, то есть жесткие навыки, но и soft skills — мягкие навыки, личные качества, помогающие адаптироваться и взаимодействовать с окружающим миром. А еще важно саморазвитие, умение подать себя (self skills). И для современной молодежи зачастую все это более значимо. Это нас направляет на путь, где образовательное пространство стимулирует студентов к получению дополнительных надпрофессиональных компетенций.

Естественно, современные образовательные программы, которые сегодня реализуются в ЮУрГУ, это учитывают. Надо всячески содействовать тому, чтобы наши выпускники были максимально конкурентоспособны не только на конкретном месте работы, но и в целом на рынке, чтобы были полезны для экономики страны. Да, важно строить свою карьеру, но не менее важно улучшать мир, благодаря своей деятельности.

Если позволите, еще раз отвлекусь. Как доцент кафедры «Экономическая теория, региональная экономика, государственное и муниципальное управление», в рамках спецкурсов часто рассказываю студентам про то, как гражданское общество может менять мир. Существует огромное количество инструментов, которые позволяют это делать, то есть участвовать в управлении делами государства — «Инициативное бюджетирование», голосование по вопросам благоустройства… И, мне кажется, задача вуза состоит в частности в том, чтобы показать, насколько наряду с профессиональной деятельностью важно то, как ты себя позиционируешь в этом мире, как важна способность принимать решения, которые будут значимы для тебя и твоего окружения.

Возьмем «Инициативное бюджетирование». Если вас, допустим, не устраивает какая во дворе детская площадка, вы не ищите виноватых, а предлагаете свой проект. Если вы, к примеру, экономист, то для благого дела можете использовать свои профессиональные компетенции, полученные в вузе: все рассчитать, смету составить… Каждый человек должен быть социально ответственным. Этому мы тоже учим молодежь.

Окончание следует.

Татьяна СТРОГАНОВА, «Аргументы недели».
Фото из личного архива Анастасии Лапо

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

***

Людмила Вишня, ветеран журналистики, член Союза журналистов России с 1973 года, заслуженный работник культуры РФ:
- Как всегда очень интересно читать о сложном. Потому что интервьюер на одной высоте с философом (героем). Ты умница, Танюша! Прими моё восхищение!

http://stroganova.su/23-about/699-zhenskoe-litso-filosofii-chast-2.html

 

2009—2025 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru