Игорь Клебанов: «Считаю, что Вселенная разумна». Часть 2


Труды нобелевского лауреата по физике Роджера Пенроуза свидетельствуют о том, что Вселенная гораздо страннее, чем мы можем представить. Но даже то, что мы можем представить, вызывает интеллектуальный трепет. Как появилась Вселенная? Кто запустил космические механизмы? Что если сознание — не эволюционная случайность, а основа мироздания?

Эти и другие вопросы заставляют науку встречаться с философией, для которой мысль о том, что сознание — фундаментальное свойство Вселенной, не так уж и крамольна. Эта мысль преследует человечество на протяжении многих веков и заставляет ученых искать опровергающие или подтверждающие доказательства. Обычные люди в повседневной жизни редко задумываются о таких отвлеченных материях, как разумность Вселенной. Между тем делать это полезно, убежден ученый Игорь Клебанов.

Справка «АН»

Игорь Иосифович Клебанов — кандидат физико-математических наук, специалист в области прикладной математики и математической физики. Энциклопедист, имеет большой опыт преподавания в высшей школе. Более 30 лет занимается научной деятельностью, семь из которых были посвящены астрофизике, в частности — созданию математических моделей движения космической плазмы.

— Игорь Иосифович, есть ощущение, что, если даже и существует неземная цивилизация, они нам совсем не братья по разуму, а что-то совершенно иное. Если бы у вас была миссия установить контакт, о чем бы вы сообщили в первую очередь?

— Для того чтобы я мог что-то сообщить, у нас должен быть общий язык. Представитель внеземной цивилизации должен быть устроен подобно мне. Иначе мы можем друг друга не понять и, более того, мы можем друг друга даже не увидеть или не осознать, что перед нами разумное существо. Вспомните «Солярис». Там внеземная цивилизация представлена в виде океана, который телепатирует материализующиеся мысли и образы…

— …Думаю, если «они» вступят с нами в контакт, вопрос языка будет все же как-то решен.

— Ну, допустим. О чем сообщу? Ну для начала поприветствую, скажу: «Я человек, а ты кто?» Мы будем друг другу, наверное, довольно долго рассказывать о том, кто мы такие, а потом уже можно будет поговорить на темы, которые находятся в области пересечения наших языков.

Давайте пофантазируем. Я, к примеру, очень люблю театр. Если в их галактике с условным названием «Кин-дза-дза» существует такой феномен, как театр, мы сможем его обсуждать. Если же такой структуры у них нет, то и рассказывать, какие прекрасные у нас театральные постановки, бессмысленно.

К слову, писатели-фантасты используют очень простой ход. Они изначально предполагают, что мы с представителями внеземных цивилизаций подобны. Без этого постулата невозможно развивать художественный сюжет. А если в основе человекоподобие, можно вступать в контакт, дружить или враждовать, любить или ненавидеть.

— Ученые выдвигают гипотетическую концепцию создания Вселенной в лабораторных условиях. Возможно, так и было? Выходит, это не такое уж и невероятное дело — создание Вселенной?

— Ну, концепция — это преувеличение. Речь идет все-таки о красивой математической модели, которая, в принципе, описывает, как можно было бы создать Вселенную в лабораторных условиях. Но ее еще никто не создавал, и вряд ли это реализуемо на практике по многим физическим причинам. Так что это всего лишь математическая игра. Вот если бы физикам удалось реально создать прообраз Вселенной, который бы мы могли увидеть и «пощупать» с помощью приборов…

Избыточные точки

— Муравьи не ищут научного подтверждения существования Земли, просто делают свое дело по законам, заложенным природой. Может, и нам не стоит беспокоиться, как там Вселенная устроена? Разве что в философском плане это может быть полезно…

— Если нас устраивает уровень муравья, то, наверное, не нужно беспокоиться. Хотя… между нами говоря, я не убежден, что муравей примитивен, как нам кажется. Может быть, кстати, он и думает, как Земля устроена… У них очень сложное сообщество. Но знает ли муравей, кто такой человек?

— Нам и самим не помешало бы это понять…

— Как ни странно, попытки прикоснуться к загадкам Вселенной этому способствуют. Чтобы понять, кто мы есть, нужно построить какую-то философскую конструкцию, которая шире понятия «человек». Когда задумываемся о высоких материях, и о себе что-то начинаем узнавать.

Конечно, если взглянуть поверхностно, тема «Вселенная и разум» далека от жизни. Но мне вспоминается шекспировский король Лир, который говорил одной из своих дочерей: «Ты женщина. Зачем же ты в шелках? Ведь цель одежды — только чтоб не зябнуть. А эта ткань не греет, так тонка».

Нельзя сводить жизнь к необходимостям. Если бы мы все время думали о том, что имеет только утилитарную пользу, то, наверное, до сих пор обитали бы в пещерах и ходили в звериных шкурах. Для того чтобы развиваться, нужно думать о чем-то избыточном, я бы так сказал.

У моего любимого философа Мераба Мамардашвили в лекциях о Декарте есть пассаж про так называемые предельные точки. Он говорит примерно следующее. Чтобы поддерживать себя в «человеческом» состоянии, необходимо постоянно прилагать усилия, потому что в законах природы нет оснований для того, чтобы люди оставались людьми, чтобы в мире было добро, справедливость, честь, красота и так далее. Но чтобы приложить усилия, нужно от чего-то оттолкнуться. И вот то, от чего мы отталкиваемся, это и есть так называемые избыточные точки.

— Давайте их перечислим.

— Жизнь, смерть, Бог, добро, зло… То есть то, о чем говорят духовные деятели, религиозные мыслители и философы. Одна из таких точек — тема «Вселенная и разум». Рассуждая об этом, мы можем прояснить для себя и более простые, но уже жизненно важные вопросы.

— И на какие жизненные вопросы помогают ответить думы об устройстве Вселенной?

— Конечно же, размышление о Вселенной непосредственно не поможет решить ни один жизненный вопрос. Но есть глубокая опосредованная связь. Я замечаю за собой и за другими людьми, что жизнь очень часто не складывается, если можно так выразиться, в единый пазл. Вот сегодня я делаю что-то одно, завтра я делаю что-то другое, выполняю какие-то свои обыденные функции, может быть, даже и творчеством занимаюсь, но… все распадается как-то, единой картины не получается. Почему? Потому что жизнь должна выстраиваться вокруг чего-то, нужен стержень.

Например, жизнь выдающегося ученого может складываться вокруг его заветной цели. На протяжении последних 30 лет своего земного пути Эйнштейн хотел создать единую теорию поля. К сожалению, он не решил эту задачу. Но только представьте — три десятка лет вокруг этого выстраивалась его жизнь!

Для того чтобы ощутить жизнь как некое единое целое, человек должен найти стержень, на который все будет нанизываться. А чтобы его обрести, нужно отвлекаться от обыденности и размышлять о чем-то высоком. Для религиозного человека это может быть размышление о спасении души, для философа — какая-то интересная философская проблема, которая его занимает. Размышление о Вселенной — это тоже один из способов войти в то состояние, находясь в котором мы стержень найдем, и жизнь будет складываться в единое целое. Живя исключительно бытом, в обыденности мы никогда не сложим этот пазл.

…Мне нравится задумываться о величии Вселенной. Согласитесь, по сравнению со «случайной» сложностью ее устройства любая наша проблема кажется ничтожной. Значимость житейских вопросов как-то сама собой уменьшается, начинаешь философски ко всему относиться. А это как минимум бережет нервную систему.

Татьяна СТРОГАНОВА,
«Аргументы недели»

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…

http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

***

Людмила Вишня, ветеран журналистики, член Союза журналистов России с 1973 года, заслуженный работник культуры РФ:
- Как всегда очень интересно читать о сложном. Потому что интервьюер на одной высоте с философом (героем). Ты умница, Танюша! Прими моё восхищение!

http://stroganova.su/23-about/699-zhenskoe-litso-filosofii-chast-2.html

 

2009—2025 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  
stroganova2 @ yandex.ru