Общество → Игорь Тальков: «Мой идеал – Господь Бог»
Создано 06 Октябрь 2016

Этот год юбилейный для Игоря Талькова. 4 ноября ему исполнилось бы 60 лет. А сегодня – 25 лет как его не стало. Вот уже четверть века бурно обсуждаются детали этого злополучного дня – 6 октября 1991 года. Однако вопросов по-прежнему больше, чем ответов. 

Мы познакомились с Игорем незадолго до его гибели. Накануне путча мне, начинающему журналисту, посчастливилось записать интервью мегапопулярного певца, поэта и композитора на «Репортер» (портативный кассетный магнитофон в советское время) для радио.

…Странное ощущение — как будто наш разговор состоялся вчера. Так свежи в памяти интонации, тембр голоса, свет выразительных глаз и даже аппетитный хруст яблока, которым я угостила Талькова при знакомстве. После убийства этот материал был растиражирован во многих печатных СМИ. В Интернете интервью публикуется впервые.

— Игорь, давайте начнем наш разговор с небольшого экскурса в историю. Итак, времена «Чистых прудов». Ваши воспоминания об этом времени, об этом периоде жизни… Не кажется ли он вам сейчас, с позиции прожитых лет, несколько наивным?

— Нет, хороший период был. Правда, жили бедно: получали гроши, ездили на метро, на троллейбусах. Но это – молодость. То, что связывает нас с периодами нашей молодости, — это всегда приятно вспоминать

— Элитарны ли ваши песни? Для кого вы пишите их?

— Я не задумываюсь никогда над этим вопросом. Пишу и пишу…

— Даже, когда пишите политические песни?

— Даже, когда политические. Я пишу не специально. Я пишу по импульсу, когда приходит вдохновенье, когда что-то меня трогает…

— И часто оно приходит к вам?

— Ну бывает, часто, бывает — не очень…

— Бывают периоды, когда вы ничего не можете создать? Как переживаете это время?

— Переживаю, нервничаю, когда не пишется. Но знаю, что это вполне естественный процесс, и после спадов обязательно наступают подъемы…

— Игорь, свободны ли вы в своем творчестве? Ощущается разница: что вы писали в доперестроечный период и что пишете сейчас?

— Я пишу только по велению сердца. Свобода – это мой девиз. Песни, которые я писал до перестроечного периода, и в перестроечный, они ничем не отличаются друг от друга. Просто до перестроечного периода у меня не было возможности их петь, а в перестроечный у меня такая возможность появилась.

— О некоторых людях говорят: «Живет не в свою эпоху». Кто-то ощущает себя древнеримским жрецом, кто-то – корнетом Оболенским. Кем ощущаете себя вы?

— Я, наверное, был котом в прошлом…

— Почему?

— Не знаю. Я очень люблю кошек. И вообще люблю, когда меня гладят…

— Расскажите о своей работе в кинематографе.

— Я снялся в двух кинокартинах: «За последней чертой» и «Князь Серебряный». Правда, «Князь Серебряный» переименован в «Ивана Грозного». Это мне отомстили таким образом создатели фильма за то, что я не стал досниматься в нем. Доволен ли я работой в кино? Нет, не доволен и считаю эксперимент неудавшимся. Теперь очень осторожно отношусь ко всем предложениям. То есть я теперь решил сниматься только у известных мне режиссеров.

— Игорь, есть такое понятие «звездная болезнь». Болеете ли вы ей иногда и как лечитесь?

— Звездной болезнью болеют дураки. Если у человека есть мозги – ему эта болезнь не грозит.

— Что вы испытываете, когда вас узнают на улице. Вообще вы ходите один или… У вас такая мощная охрана. Это мотивировано чем-то или по принципу «подстелить соломку»?

— Нет, конечно, мотивировано. Мы живем как на войне уже 74 года. А сейчас такой период, когда просто война разгорелась с неимоверной силой. Тем более близится стык эр. Всегда на стыке столетий происходили какие-то глобальные изменения, перемены… Опасностей очень много. И потом, я боюсь только провокаций, потому что у меня много врагов. Так уже было: меня сажали в тюрьму и посадили бы, наверное, если бы следователь не оказался очень порядочным и сильным человеком. Меня возили из КПЗ на концерты, это было в Горьком: я пел концерт, и потом меня сажали в машину и увозили опять в отделение. Была самая настоящая провокация с целью меня посадить.

— Телохранители не мешают личной жизни?

— Нет, если я хочу остаться один – я остаюсь. Если достают телефонные звонки – можно телефон выключить. Поэтому я не верю своим коллегам-певцам, певицам популярным, которые говорят: «Ох, эта популярность проклятая, она замучила…» Такого быть не может, потому что, когда тебя любят, уважают или ты представляешь какой-то интерес для людей, это не может быть неприятным.

— Эстетический идеал: каков он у вас и есть ли он у вас вообще?

— Конечно, есть. Господь Бог – мой эстетический идеал.

— Вы верующий человек?

— Да, я верующий человек.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем взаимоотношении с обществом «Память».

— Взаимоотношений никаких нет. Это очередная провокация. Меня подловили на презентации газеты. Я показывал там фрагменты из мюзикла «Суд». Естественно, я был в форме, потому что китель — это мой сценический костюм. А так подстроили, что меня сфотографировали в том кителе в обнимку с Васильевым и представили членом общества «Память». Это была провокация, потому что люди общества «Память» побаиваются. Для кого-то это общество что-то таит в себе черное, страшное, фашистское. Ничего опасного в этом обществе нет, люди как люди, достаточно хорошо знают историю. И никакого антисемитизма нет, они просто невыгодны тем, кто стоит у руля, поэтому предпринимаются все попытки, чтобы «Память» дискредитировать. Но повторю: я не член общества, никогда им не был и не буду. Я певец, пишу песни, выражаю свои чувства и мысли посредством песни и ни к какой партии не принадлежал.

— Вы – патриот и вы — оптимист. Это видно из ваших песен. Но в то же время вы являетесь жителем нашей несчастной страны и на каждом шагу встречаетесь с социальными тупиками. Откуда такая твердая вера в светлое будущее России, в то, что вы непременно вернетесь в «страну гениев»?

— Но это же неизбежный процесс! Жизнь — гармония. И все во Вселенной существует по законам гармонии. Чем человеку хуже сейчас, тем ему будет лучше завтра. Век Россия мучилась, страдала. Сатана тут погулял очень хорошо, и я думаю, что совершенно закономерно, что вслед за этим периодом начнется возрождение и облегчение какое-то.

— Вы свое творчество поделили на две части: политическая и лирическая. Какой сами больше симпатизируете?

— Я считаю, что нормальный человек, если он не идиот, не может равнодушно относиться к судьбе своего Отчества, как и к судьбе матери, к ее болезням. Я, как любой нормальный человек, переживаю за свое Отечество, за то, что с ним сделали. Переживаю за людей, которые здесь не живут, а существуют, потому что это не жизнь. Я был за границей: такое ощущение, что у них каждодневный праздник, знаете, карнавал такой. Они ходят по улицам, друг другу улыбаются, у них есть все. Очень доброжелательные люди по отношению друг к другу. А здесь же выйди попробуй на улицу — тебя обзовут, ударят, оскорбят… Люди просто озверели, и винить их в этом нельзя, потому что их такими сделали. Поэтому мое политическое творчество – это реакция на несправедливость, которая произошла в 17-м году с нашим народом и еще продолжает на сегодняшний день происходить. Что касается лирических песен, то я живой человек, мне свойственно и влюбляться, и «разлюбляться». И я бросаю, и меня бросают. Все это тоже находит какой— то выход, выплеск, и пишутся лирические песни.

— Большое спасибо, Игорь, за интервью. Несмотря на все наши социальные и экономические катаклизмы, что бы вы хотели пожелать «обманутому поколению»?

— Я хотел бы пожелать не терять надежды на то, что должна нормализоваться жизнь в этой стране, и все мы должны когда-то вздохнуть, зажить нормально.

Татьяна Строганова (17 августа 1991 года)

P.S. Спустя много лет мне довелось взять интервью у популярного актера Евгения Сидихина. Мы разговорились о фильме «За последней чертой», том самом, где Игорь Тальков сыграл свою смерть. И я узнала о невероятном совпадении, связанном с роковой датой.

— 6 октября я стрелял в Талькова. Это было в кино. А через год 6 октября его застрелили в Петербурге. Я был ошеломлен! Успел с Игорем на съемках сдружиться. Мы договорились, что, будучи в Питере, он придет ко мне в гости, чтобы отметить мой день рождения. Я тогда репетировал в театре Ленсовета и совершенно забыл про это. Прихожу домой — навстречу перепуганная жена. Ты, говорит, знаешь, что Игоря убили? Я даже не понял, какого Игоря. Потому что убивали в то время очень много людей.

— Это мистика?..
— Это судьба.

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru