Общество → Чему научат в школе лидеров
Создано 10 Сентябрь 2015

В Челябинске ведется подготовка социально активных молодых людей, способных принимать решения, делать выбор и нести за это ответственность. Вступая во взрослую жизнь, юные лидеры не только готовы к деловым контактам, но и уверенно себя чувствуют в сфере управления.

В 2012 году был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому в каждой школе по инициативе детей создается система ученического самоуправления. Формы могут быть разные: советы обучающихся или ученические советы, президентская республика... Но основная задача — это представление интересов учащихся и защита их прав. В гостях у редакции Евгений Марченко — руководитель челябинской городской общественной организации «Ученический совет», руководитель районного методобъединения Центрального управления образования администрации Челябинска, заместитель председателя молодежного совета администрации Центрального района, лауреат премии имени В.П. Поляничко. Наш разговор — о подготовке юных лидеров.

— Лидерство очень интересует ребят и их родителей. Каждый хочет, чтобы его ребенок был самоорганизованной и самодостаточной личностью. Неужели из каждого, даже самого скромного школьника можно сделать лидера?

— Можно. Вопрос в том, захочет ли это сам ребенок? Не всем ребятам это надо. Многие лидерства боятся, не каждый готов взять на себя ответственность. А если ты занимаешься в лидерской школе, берешь ответственность не только за себя, но и за всю команду, с которой работаешь. Наша общественная организация занимается развитием ученического самоуправления в системе образования города и области. Ребята успешно осваивают лидерское направление, организовывают мероприятия, инициированные школьниками, реализуют всевозможные социальные проекты и благотворительные акции. Кроме того, они представляют интересы учащихся в педагогической среде, вникают в суть проблем и пытаются донести до взрослых точку зрения детей. Чтобы ребенок мог все это делать грамотно, реализуется программа «Школа лидерства». Во внеурочное время с детьми проводятся занятия, развивающие различные управленческие, коммуникативные качества, позволяющие раскрыть потенциал. Ребенок должен уметь в первую очередь организовать себя, составить план работы, как в своей системе самоуправления, так и в классе. Для этого мы используем педагогическую технологию «тайм-менеджмент». Разумеется, школьники должны знать и деловой этикет. Все эти направления не представлены в общеобразовательных программах. 

«Ученический совет» проводит всевозможные съезды и форумы. Традиционно уже девятый год проходит летний форум «Меридиан». На 21 день ребят отправляют в лагерь. Программа лидерства в рамках форума очень плотная. Не бывает такого, чтобы ребенок был предоставлен сам себе. В день по пять мероприятий, причем не только образовательной направленности. При этом все придумывают и организуют сами дети. Много впечатлений дарят ребятам встречи и живое общение с интересными людьми. А завершает насыщенный день традиционная дискотека.

— Юные лидеры еще и танцуют?

— Конечно! И танцуют, и купаются. Это само собой. У ребенка должен быть досуг, но продуктивный. У нас не бывает бессмысленного отдыха, мы отучаем от этого ребят. Если это дискотека, то она тематическая. Например — «Роль политика». Каждый ребенок входит в определенный образ и представляет, как бы этот человек танцевал на дискотеке. Для корректности, ребята, как правило, «примеряют» образы политиков не нашего времени. В частности, очень интересно был представлен лондонский стиль. Девочка в танце пыталась изобразить Маргарет Тэтчер. Правда, «запала» хватило минут на двадцать, потом она уже превратилась в обычного танцующего ребенка. Но было интересно, забавно, весело и познавательно. Главная продуктивность в том, что дети готовят все мероприятия самостоятельно, по сути это коллективная творческая деятельность. Педагоги подключаются лишь в финале, когда уже план составлен. Вносят свои коррективы с точки зрения этики и морали.

В «Школе лидерства» занимаются ребята с пятого по 11-й класс. Но последние года три Челябинск приобщает и начальную школу. Учащихся начинают готовить уже со второго класса, создаются детские школы лидерства. А уже с 7 — 8-го классов идет профессиональная подготовка ребят в плане деловых коммуникаций. Старшеклассники становятся вполне организованными людьми, им это очень помогает и в жизни, и в учебе. У ребенка есть четкий план, с которым он каждый день согласовывает свое время. Когда сделать уроки, на какое время запланировать отдых, когда встретиться с репетитором, где найти окно для компьютерных игр? Да-да, они не противопоказаны юным лидерам. Категорически исключать их бессмысленно. Вопрос — сколько времени ребенок отведет этому занятию? Под бдительным контролем родителей, разумеется, поскольку воспитание без них невозможно.

— А вот интересно: гендерные отношения, влюбленности в какую категорию включают юные деловые люди? Бессмысленное времяпрепровождение?

— Без любви никуда! Мы это только приветствуем. Как показывает практика, взаимоотношения бывают серьезные и стабильные. Когда мы третий год подряд на форумах видим одну и ту же лидерскую пару — это, конечно, похвально. Ребятам интересно вместе, они помогают друг другу. Бывают случаи совместного перехода в другие образовательные учреждения или в дальнейшем учатся в одном вузе. Была даже свадьба наших выпускников. К слову, среди школьников, выбирающих сегодня лидерский путь, больше девочек. Однако большая результативность и усердие в ответственный момент более свойственны юношам. «Ученический совет» придерживается принципа: с детьми в организации работают выпускники «Школы лидерства». Это очень увлекательно, когда в роли педагога выступает давний знакомый. Ребята видели его жизненный путь, с интересом наблюдали, как он строит карьеру. Перед ними некий эталон, к которому можно стремиться.

Лидерское направление дает возможность сделать правильный выбор жизненного пути. Юные лидеры не всегда поступают на «Госуправление» или «Менеджмент». Они выбирают различные сферы, то, что интересует. В институте, как правило, эти ребята входят в профкомы или студсоветы. Процентов 80 выпускников лидерских школ становятся активистами в вузах. Причем это не всегда отличники. Хотя в последнее время учиться на «пятерки» стало модным, а лидеры стараются идти в ногу с тенденциями. В любом случае благодаря активной жизненной позиции в институтах они преуспевают. В Челябинске лидерское направление зародилось в 2001 году. Многие выпускники лидерских школ уже окончили вузы и успешно работают либо в сфере молодежной политики, либо в сфере бизнеса. Навыки, безусловно, им пригождаются.

Юный лидер всегда активен и позиционирует себя уверенным человеком. В то же время он наблюдателен, внимательно оценивает ситуацию, изучает окружающих людей и пытается дать им оценку. Однако это совсем не означает, что во взрослой жизни он непременно станет руководителем. Лидерство и руководство — не всегда одно и то же. Лидер может быть в компании серым кардиналом и вести за собой команду, не занимая при этом кресло босса.

— Итак, теперь в каждой школе наряду с властью директора существует и власть учеников? Как далеко она распространяется?

— Я бы не назвал это властью. Точнее понятие «соуправление». Педагоги, родители и дети являются соуправленцами в образовательной организации. Директор представляет педагогическую общественность, есть также родительский комитет и советы учащихся. Полномочий у детей достаточно много, начиная с согласования локальных актов (согласно Закону об образовании, все документы, в которых затрагиваются интересы школьников, должны быть согласованы с советами обучающихся). Также у ребят есть право инициатив различного рода, чем они очень активно пользуются. Вносят коррективы в планы работы школы, предлагают пути усовершенствования материально-технической базы. К примеру, актуальная тема: пятидневка или шестидневка? Сегодня каждая школа самостоятельно принимает решение, и здесь ученическая общественность себя ярко проявила. Есть, кстати, учебные заведения, где учащиеся, к нашему удивлению, были за шестидневный график учебы. Это в основном касается статусных школ, где у ребят традиционно большая нагрузка. Либо они в будни до четырех-пяти часов вечера в школе, либо освобождаются раньше, но занимаются и в субботу. Форма — тоже одна из злободневных проблем системы образования. Бывает, ребята сами предлагают модели. Есть школы, которые прислушиваются к мнению детей и вводят именно такую форму.

— Между тем у юных лидеров, после специализированных внеурочных занятий, вероятно, возникает желание поуправлять другими детьми в своем классе... Всем ли это приходится по вкусу?

— Действительно, некоторые ребята, особенно в начале занятий в школе лидерства, пытаются навязывать сверстникам свои требования. Возникают недовольство, конфликты, потому что не каждый хочет, чтобы им управляли. Мы объясняем, что ребенок-лидер — это не прямой управленец, а скорее координатор деятельности учащихся. В первую очередь он должен от них получить инициативу, а потом уже ненавязчиво предлагать что-то свое. Но это, что называется, трудности роста. В целом же я убежден, что лидерское движение должно стать неким путеводным маяком в системе образования и в развитии ребенка. Каждый может быть успешным и достигать больших высот.

Татьяна Строганова

На снимке: Победители и призеры регионального этапа всероссийского конкурса «Лидер XXI века».

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru