Общество → Школы и вузы: территория сотрудничества
Создано 21 Июль 2015

В Центральном районе Челябинска сложилась уникальная образовательная система. По сути, здесь создана малая академия наук для школьников, благодаря чему вузы получают хорошо подготовленных и увлеченных исследованиями студентов.

Сотрудничество школ и высших учебных заведений позволяет повышать уровень знаний учащихся по профильным предметам. Каким образом происходит это взаимодействие? Начальник Центрального управления образования администрации Челябинска, почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук Юлия Смирнова — инициатор и организатор многих интересных инновационных проектов. Юлия Викторовна рассказала о том, как приобщают ребят к научной работе, и составила собирательный образ сегодняшнего школьника на разных ступенях обучения.

— Мы сотрудничаем с несколькими вузами. На базе физического факультета ЧГПУ создана очень интересная лаборатория, где представлено оборудование для школьников младшего и среднего возраста, учебные фильмы в современном формате. Налажено взаимодействие учителей физики с преподавателями факультета, его студенты проходят практику в школах. Развиваем и социальное направление. В частности, с кафедрой психологии естественно-технологического факультета заключен договор о совместной деятельности, связанной с социальным проектированием. Есть практика в городских лагерях района и загородном лагере в рамках лидерской смены.

Работаем и с ЮУрГУ. В школе № 138 есть профильные военно-инженерные пятый и шестой классы с углубленным изучением математики, пропедевтическими курсами физики, информатики. Это будущие абитуриенты аэрокосмического факультета. Естественно, проводятся экскурсии в лаборатории университета. Школа № 30 также тесно сотрудничает с ЮУрГУ. На третьей ступени обучения со школьниками работают вузовские преподаватели. В следующем году один день в неделю планируем обучать ребят в физико-математической школе университета. Это поможет им хорошо ориентироваться в рамках инженерно-технологического профиля. В этой же школе восьмой предпрофильный класс будет нацелен на техникумы, рабочие специальности. Десятый класс инженерно-технологического профиля открывается и в школе № 153. Университет открыл одну из кафедр автотракторного факультета на предприятии «Регинас». Ребята побывали на экскурсии, посмотрели, как осуществляется сборка автомобилей. Директора школ района участвовали в семинаре на базе института спорта, туризма и сервиса при ЮУрГУ. Познакомились с возможностями лаборатории в плане мониторинга физиологического состояния здоровья детей.

Есть особенности и у летней оздоровительной кампании. Новшеством этого года стало открытие 41-го профильного отряда на площадках школ. В городских лагерях ребята среднего и старшего звена продолжали деятельность по созданию учебных проектов. Они готовились по нескольким направлениям: образовательное, экологическое, техническое, социальное. Эту работу мы назвали малой академией наук. Каждый участник получил сертификат управления образования района. В финале состоялась конференция, которая была подготовлена совместно с преподавателями ЧГПУ. Форум прошел на солидном уровне. Было презентовано 9 проектов технической направленности. Это большое достижение минувшего учебного года. Готовая база для участия в социальном проектировании в рамках конкурса «Я гражданин России», в выставке технического творчества, основа для конкурсов экологических.

Подобный опыт в России есть, это некая модель подготовки одаренных школьников. Но челябинцы пошли своим путем. Не ограничились только одаренными, работали со всеми детьми. Федеральные образовательные стандарты предполагают создание учебных проектов. Летом ребята просто продолжили свои исследования под руководством педагогов. На августовском совещании будут подведены итоги работы малой академии. В планах — издание специального сборника, где будут размещены программы всех профильных отрядов. Своеобразный обмен опытом.

— Расскажите поподробнее о социальном проектировании. Ребятам действительно это интересно?

— Очень интересно! Вообще, это направление в школах развивается уже давно и в нашем районе — успешно. Проекты связаны с благоустройством территории, с усовершенствованием школьной жизни... Речь идет об идеях детей, которые они могут реализовать сами при возможном участии взрослых. Ребята создают школьное телевидение, помогают домам престарелых, улучшают экологию... Направленность разная, но объединяет все проекты социальная значимость. Результативность — один из показателей успешности проекта.

Очень хорошо социальное проектирование развито в школах № 1, 67, 147, 10, 8, 63, 153, 30. Другие учебные заведения делают шаги в этом направлении. И районные конкурсы стали проходить креативно. На областном уровне наши школы достойно участвуют в состязаниях и два года подряд занимают призовые места. Нам удалось поднять престиж профессиональных конкурсов педагогического мастерства в районе. Победитель нынешнего года — учитель информатики школы № 153 Андрей Рогов. Затем он стал победителем городского конкурса и на областных состязаниях получил «Малого пеликана». Когда мы смотрели детские проекты технической направленности, выяснилось, что лучшая работа была выполнена именно под его руководством. Талантливые учителя готовят талантливых детей. К слову, на презентации проекта учитель стоял в стороне, а его воспитанники все собирали сами. Из легороботов была сконструирована стоянка с автоматически открывающимися воротами и автоматическим определением места парковки. Идеи ребят под руководством креативного педагога успешно воплощаются в жизнь.

— Какие они, сегодняшние школьники? Нарисуйте собирательный образ.

— Сложная задача... Дети настолько индивидуальны! Младшие школьники сегодня очень любознательны. Большинству хочется учиться, они с интересом посещают занятия, успешно реализуют себя в творчестве, в коллективных делах. Начинаем работать с ними над проектами, вовлекать в небольшие исследования. Основная школа (с 5-го по 9-й класс), наверное, психологически самый сложный возраст, эти дети требуют особого внимания. Период становления личности, причем у всех оно происходит по-разному. Школьники успешно осваивают и художественно- эстетическое направление. Стоит порадоваться возможностям сегодняшнего дня. Чем только не занимаются наши дети в рамках дополнительного образования! Народные танцы, современная хореография, уличные танцы, современный вокал, народные песни... Интересы самые разные.

Отдельный раздел — ученическое самоуправление. Детям очень нравится участвовать в управлении школой, что-то предлагать, что-то менять. Ученические советы набирают силу в районе. Мы проводили конкурс моделей ученического самоуправления. Ребята активно участвуют, представляют интересные материалы. Это наше будущее. Недалек час, когда они займут места в управляющих органах, в органах исполнительной и законодательной власти.

Ну а выпускник — третья ступень образования — это уже ориентация на профессию и на вуз, в котором ее хотелось бы получить. Было бы здорово, если б ребята выбрали вузы в нашем городе, получили достойное образование именно в Челябинске и приумножали славу родного края.

Татьяна Строганова
http://www.mediazavod.ru/articles/160261

На снимке: Школьники Центрального района Челябинска достойно представляют свои проекты на конференциях.

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru