Общество → Как дать отпор задире
Создано 07 Октябрь 2014

Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни. Они сопровождают человека на всех этапах развития. Школа, в стенах которой мы проводим детство, отрочество и раннюю юность, — не исключение. Из-за чего происходит столкновение взглядов, интересов и действий детей? Как достойно выйти из конфликта со сверстником? Педагог-психолог высшей категории Областного центра диагностики и консультирования, победитель областного конкурса «Воспитать человека-2013» в номинации «Педагог-психолог», член Федерации психологов образования России Александра Янко анализирует причины конфликтных ситуаций и дает рекомендации.

— Для младших школьников характерны ссоры из-за притязаний на канцелярские принадлежности либо игрушки сверстника. Причиной конфликта так же могут стать случайное физическое столкновение, оскорбление, притязание на лидерство, разглашение тайны. Младшие школьники достаточно много времени проводят в игре. Ее условия, результат, даже место проведения могут стать яблоком раздора.

В неполной средней школе причин конфликтов еще больше. Сплетни, зависть, доносы, отсутствие взаимопонимания, противопоставление личности и коллектива, общественная работа, представители противоположного пола... Для средней школы также актуальны конфликты из-за лидерства и гендерных отношений.

 

Если рассматривать все причины конфликтов среди учащихся, то первое место занимает борьба за лидерство в классе. В средних классах часто конфликтуют группы мальчиков и девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Стили поведения в конфликтных ситуациях разнообразны и не исчерпываются понятиями «нападающий» или «оброняющийся». Нам вообще свойственно в различных ситуациях примерять различные роли. Красноречивые аналогии конфликтных ситуаций можно увидеть в знакомых всем литературных произведениях.

Соревнование. Внимание сосредоточено исключительно на своих интересах при полном игнорировании интересов партнера. Яркий пример такого поведения можно увидеть в басне И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Уклонение (избегание). Уход от ответственности за решения. Такой стиль поведения в конфликте мы можем увидеть в известной русской народной сказке «Колобок» — «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел...»

Приспосабливание. Сглаживание разногласий за счет собственных интересов. Такой стиль поведения в конфликте описан в русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Компромисс. Поиск решений за счет взаимных уступок, достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной. Вспомним сказку «Мужик и медведь».
Сотрудничество. Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Такая стратегия позволяет учесть интересы обеих сторон. На примере русских народных сказок «Сивка-бурка», «По щучьему велению» мы можем наблюдать самый, пожалуй, эффективный способ поведения в конфликте.
Должны ли родители вмешиваться в «разборки» детей? В ситуацию лучше включаться опосредовано, не допуская нового конфликта «ребенок-взрослый». Шаг первый — анализ ситуации. Второй — поиск путей и методов разрешения конфликта. Вообще поведение ребенка в конфликте во многом зависит от того, какой способ выхода из подобных ситуаций принят в семье. Если взрослые дома бурно и эмоционально выясняют отношения, не стоит ждать, что ребенок изберет модель сотрудничества.

Как разобраться, кто ваш ребенок — нападающий или обороняющийся? Как научить его правильно выходить из конфликтных ситуаций? Рассмотрим конкретный пример. Двоечник Петя, постоянно дразнит отличника Вову. Порой забирает у Вовы ручку или пенал и бегает по классу. Вова пытается догнать, но усилия его тщетны, что вызывает в классе дружный смех.

Прежде всего, родители должны Вове объяснить, что дело не в нем, не в том, что он много знает, носит очки, и даже не в том, что он не быстро бегает. Все дело в том, что Вова соглашается с этими утверждениями, и действиями. Поступки Пети можно назвать «плохой игрой», но Вова соглашается в нее играть. Очень часто, провокатором конфликта является именно тот, кто оказывается в обороне.

Что же делать Вове, если у него забрали вещь и убегают? Не играть! Не соглашаться с правилами плохой игры! Развернуться и уйти. Когда «жертва» уходит, обидчик часто теряет к ней интерес и возвращает вещь. Родителям Вовы, надо научить ребенка вести себя подобным образом. Дома можно даже смоделировать такую ситуацию и поиграть в игру «Вова — победитель!». Где бы Вова не в уходил в оборону, не бросался в драку, не спорил и не угрожал, а просто хладнокровно выходил бы из навязанной игры. Иногда такие действия в первый момент могут еще больше разозлить обидчика. Задача родителей — научить быть к этому готовым и продолжать играть в свою игру.

Родители должны объяснить Вове, что если его обидчики не могут жить без дразнилок и «плохих игр», он тут не причем. Пусть так и повторяет про себя при конфликтной ситуации: «Я тут не причем. Это надо им...». Кроме того, Вова может представить себя каким-нибудь героем и действовать от его лица. Полезно обговаривать дома возможные конфликтные ситуации, а, может, и проигрывать их. Как бы поступил любимый герой Вовы?

Некоторые родители предпочитают не вмешиваться в конфликты детей. Дескать, пусть сами разбираются, это только закалит в жизненной борьбе... Такая позиция редко бывает оправдана. Есть ситуации, при которых вмешательство родителя просто необходимо, особенно, когда речь идет о прямой физической угрозе вашему ребенку. Надо обсуждать возникшие проблемы, что называется за «закрытыми дверями». Прежде всего родители и семья учат быть терпимым, строить доверительные отношения, сотрудничать, принимать других такими, какие они есть. Чаще всего конфликтные ситуации случаются из-за отсутствия навыка общения. И если родитель подходит к решению этого вопроса с позиции «пусть сами разбираются», трудности в общении могут преследовать ребенка очень долго. А еще родитель должен стараться придерживаться одной линии поведения. Так ребенку будет легче усвоить правила и нормы.

Часто родители признаются, что на ребенка жалуются, поскольку он провоцирует конфликты и создает конфликтные ситуации. Надо помнить, что любое «плохое» поведение ребенка, это сигнал о том, что ему не хватает внимания. Во время конфликта нападающий оказывается в эпицентре событий и таким образом компенсирует отсутствие внимания в семье. Поэтому родителям стоит задуматься не только о количественных показателях — «весь вечер проводим вместе», но и на качестве этого «вместе».

Петины родители, прочитали много книг по психологии и воспитанию детей. Приходя с работы, оставляют все проблемы за дверью и посвящают свободное время семейному досугу. Но при этом Петя, как мы помним, не дает проходу Вове. Когда начинаешь анализировать, оказывается, что они много гуляют, занимаются спортом, отдыхают за городом. А самому Пете, хочется, чтоб ему читали перед сном, несмотря на то, что он уже школьник, ходить вместе в кино и обсуждать увиденное.

Конфликтное поведение ребенка может провоцировать изменение состава семьи, с которым он не может психологически справиться самостоятельно, а также другие события. В этом случае желательно быть особенно внимательными к своему чаду. И тогда многих конфликтов удастся избежать.

Татьяна Строганова
Журнал «Ключевые люди» (сентябрь, 2014)
Рисунок Юрия Прожоги

Автор сайта

Цитаты

Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html

***

Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:

«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.

Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.

Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...

***

Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html

***

Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.

Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2  (2013 г.)

***

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html

 ***

— Вы не любите каверзные вопросы?

Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:

— Да я ответы не люблю.

— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..

— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.

http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html

***

— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.

http://stroganova.su/science/482-ministr-obrazovaniya-postavila-pyaterku-po-matematike-chelyabinskomu-zhurnalistu.html

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru