Чтобы обрести гармонию, китайцу не требуется особых усилий. Всего-то надо прогуляться по парку. Императорскому, к примеру. Благо нынче он доступен всем. А гармонизировать личную жизнь еще проще. Потрогай бронзового львенка, что прячется под лапой такой же бронзовой величественной матушки-львицы, — и будет тебе счастье. Из века в век жители Поднебесной усердно приспосабливали природу для личного пользования. Так и возникали садово-парковые комплексы — шедевры художественной и архитектурной мысли. Летний императорский дворец в Пекине (парк Ихэюань) — яркий образец, подаривший нашей делегации массу приятных впечатлений.
Этот просторный парковый ансамбль раскинулся по берегам искусственного озера. Первые павильоны для отдыха императора возникли здесь еще в ХII веке. А в середине XVIII века император Цяньлун создал роскошный парк в подарок своей матери (это ли не пример сыновней любви?). Мы входим в Восточные ворота и оказываемся перед приемными и жилыми покоями императорского двора. Проходим чуть севернее и попадаем в Сад Гармонии и Добродетели. Вдоль берега тянется крытая деревянная резная галерея. Ее протяженность достойна книги рекордов Гиннесса — 728 метров! Неподалеку на холме возвышается храмовый комплекс с восьмигранной Пагодой Духов и Будды. Здесь императоры совершали жертвоприношения.
Куда ни кинь взгляд — чудесный пейзаж с горами, водоемами и густой растительностью. Архитектурные ансамбли поражают воображение продуманностью планировки и оформления. Здесь хорошо размышлять о вечном, общаться с интересным собеседником или просто отдыхать, любуясь видами. Прогуливаемся по галерее: миниатюрные дворики сменяют сады. Потолок украшают картины на темы традиционных китайских преданий. Изображений великое множество, краски яркие, сочные, а ведь позади века (даже не верится). Ни один сюжет не повторяется . Чтобы внимательно осмотреть изображения, наверное, потребовалась бы ни одна неделя.
У выхода из крытой галереи стоит на вечном причале знаменитый Мраморный корабль, на который была потрачена большая часть казны китайского морского флота. Предыстория такова. В конце позапрошлого века китайское правительство аcсигновало определенные суммы на постройку военного флота. Однако императрица Цыси рассудила иначе, и денежки, предназначенные для флота, распорядилась потратить на постройку беседки в виде каменного корабля (даже паровые колеса у него есть, имитация, конечно). В 1898 году, когда началась китайско-японская война, флот был разбит, потоплен и Цыси тогда сказала своим министрам: «Корабли ушли на дно, их нет, а этот стоит и простоит еще много сотен лет». Это ли не торжество женской логики? Корабль-то и впрямь как новенький, взгляд радует. Закроешь глаза — и представляется, как императрица безмятежно пьет на палубе зеленый чай, наслаждаясь красотами живописного озера.
Добрая половина путешествующих по достопримечательным паркам страны — жители китайских сел. Что явно свидетельствует о повышении уровня их благосостояния. Причем путешествуют в основном пенсионеры, удельный вес которых в демографическом раскладе постоянно повышается из-за контроля рождаемости. Помимо пенсии они получают субсидии на экскурсионные поездки. Ну и детей здесь тоже много. Родители ратуют за всесторонне развитое потомство и охотно тратятся, когда дело касается туризма и отдыха.
Ради деток, китайцы вообще на многое готовы. Им не до условностей. Любуюсь очередным райским уголком парка. И тут кто-то хватает меня за локоть. Громкие реплики на китайском языке окончательно сбивают меня с толку. Может, помощь людям нужна? Как на зло, переводчица куда-то запропастилась... Две женщины упорно продолжают от меня чего-то хотеть. Наконец, «догоняю». В сторонке замерли в ожидании два очаровательных маленьких создания. Дамы просят меня сфотографироваться с их чадами. Блондинки для китайцев — дичайшая экзотика. Ну, как не осчастливить компанию?
Меня пленяют ароматы и буйство красок. Хочется дышать полной грудью. Что может быть щедрее палитры цветущих деревьев? Яблони, груши, персики, дыни скоро появятся на этих благоухающих ветках. Плодовые деревья в парке произрастают в изобилии. Однако высаживали их здесь не ради плодов, а именно ради цветов, обычно рано распускающихся. По задумке древних мастеров ландшафта сад должен был весь год пленять взор своим изменчивым очарованием. Что касается строений, то поначалу они выполняли чисто практическую роль. По крытым галереям можно было прогуливаться в любую погоду. И в то же время здания служат своеобразной оправой, через которую мы можем любоваться парком в целом и каждым его участком в частности.
В такие минуты чувствуешь себя частичкой изумительной живописной картины, написанной в духе китайской акварели. Здесь очень много всего, и в то же время нет ничего лишнего. Дворцы и храмы — отдельная история. Китайские зодчие позаботились о том, чтобы каждая деталь каждого здания была художественно оформлена. Как придать изящества громоздкой черепичной кровле? Ну, конечно, нужно приподнять углы крыши. В результате создавался эффект парения в воздухе. Конек кровли украшали различными фигурками, на торцы черепицы наносились узоры в виде цветов или животных. Так и складывался специфический китайский архитектурный стиль, который непременно узнаешь из тысячи.
Классические китайские сады — максимально гармоничное сочетание инь и ян: природы и архитектуры, вертикалей и горизонталей, пустоты и заполненности. Три непременных элемента — вода, скалы и растения. Вода, как правило, доминирует. Она символизирует простор и бесконечность. Излюбленная деталь — камни причудливой формы. Эти природные шедевры, а также редкие растения, свозили сюда со всей страны. Каменная вертикаль (мужское начало) противопоставлено горизонтальной поверхности водной глади (женскому началу).
Еще одна особенность традиционного китайского паркового зодчества — стремление к естественности. Беседка, «повисшая» над искусственным прудом, теремок на обочине тропинки, горбатый мостик с перилами... Для императора строили так, чтобы веяло реальностью. Чтоб все было как в жизни, как у людей, в чьих жилах не течет монархша кровь. В каждом секторе парка (даже самом миниатюрном) нас ожидают многочисленные сюрпризы. Неожиданные повороты, гроты и вновь причудливые камни, мастерски «выписанные» художником под названием Природа, приковывают взор.
Все мы боялись в детстве огнедышащего дракона. А вот для китайской ребятни это очень даже доброе чудище, приносящее удачу. В Китае мы побывали в нескольких парках и драконов видели несметное количество. Подходим к каменной скульптуре мифического существа. В его полуоткрытой пасти — «жемчужина». Тоже каменная. Она свободно перемещается в полости. Время от времени посетители парка предпринимают попытки вытащить шарик, и запускают руку в пасть чудовищу. Но не тут-то было! И такая «обманка» стоит здесь уже не одну сотню лет. Сколько же рук прикоснулись к этой «жемчужине!? Наши глаза открываются еще шире, когда узнаем, что этот шар идеально правильной формы древние мастера выточили из той же глыбы, что и саму скульптуру. То есть непосредственно в пасти каменного зверя. Ведь эту подвижную деталь не только вынуть оттуда нельзя, но и вложить.
Драконов, играющих с «жемчужиной», в Поднебесной изображают часто. Эта игра почему-то ассоциируется у китайцев с источником дождя. А в принципе дракон — это символ мужской силы. Пятипалый олицетворял императора, четырехпалый — принца, трехпалый — высших чиновников. Добрые чудовища извиваются здесь повсюду: обвивают колонны, украшают потолки. Спутник императорского дракона — феникс. Эта мифическая птица стала атрибутом императрицы. Символическое значение других животных определяется их свойствами. Черепаха — долголетие, могучий лев — стража, павлин — красота, обезьяна — хитрость. Ежели в природе не обнаруживалось подходящего зверя, его создавало воображение. Так, вероятно, и появился на свет тот, кто сидит сейчас перед нами на задних лапах. Так вот ты какой цилини — мифологическое существо с головой оленя, хвостом быка, чешуйчатой кожей и мягкими ветвистыми рожками. А символизирует он мудрых и искусных правителей. Идеальных чиновников, в общем. Таковых, судя по количеству воплощений образа цилини, в Поднебесной немало.
В одном из парков китайские коллеги презентовали нам свежие выпуски местной прессы с публикациями о похождениях русских журналистов в Китае (всего упоминаний о нашей делегации в СМИ было более двух десятков). Директор «Чеховского центра» Виктор Конин и востоковед Олег Яковлев сразу же бросились искать знакомые иероглифы. Я же, осознав бесперспективность этого занятия, вновь предалась созерцанию природы. Под убаюкивающее журчание ключа любуюсь огромными золотыми рыбинами, кишащими в пруду. Жалко, что нет ничего с собой, а то покормила бы красавиц. Впрочем, едва ли они этого хотят. Тесно им, бедненьким. Еды всегда вдоволь, а вот врагов нет (в пищу употреблять обитателей императорских водоемов традиция не позволяет). Так и плодятся не в меру.
Как не залюбоваться этой золотой роскошью? Чешуя бликует, искрится на солнце, а огромные губы то и дело шепчут что-то сокровенное, китайское, философское. «Мы прекрасны, свободны и счастливы. Но все так относительно...» — разберешь, если хорошенько прислушаешься.
Татьяна Строганова. Фото автора.
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором. stroganova2 @ yandex.ru