Китайская поговорка гласит: «Не может назваться молодцем тот, кто не побывал на Великой стене». И хотя в моем случае эта народная мудрость уместна едва ли, суть понятна даже не китайцу. Еще будучи совсем маленькой девочкой, начитавшись познавательных книжек, я грезила об этом рукотворном чуде востока. Стена часто снилась мне во всем своем величии. Однако даже в самых дерзких мечтах я не переносила туда, за тысячи километров, свое бренное тело. Этот образ существовал чисто абстрактно. И вот благодаря победе в журналистском конкурсе стою я здесь, простая русская баба... И чувствую себя гражданином мира и веков.
Стена протянулась с запада на восток на 6350 километров. Между тем в истории Китая эта уже третья Великая стена. Возведена она в основном в период правления династии Мин (XIV — XVII века). Ежели соединить в одну линию все участки стены, существовавшие в разные эпохи на протяжении двух тысяч лет, то получится фортификационное сооружение, длиной более 50 тысяч километров! Вполне бы хватило обвить земной шар по экватору. Когда думаешь об этом, начинаешь гордиться, что на нашей планете обитает такой удивительный народ. Ох, уж эти невероятные китайцы, живущие под девизом «если уж строить, то непременно нечто глобальное».
Китай — это целый континент, где не счесть памятников древней культуры. И все же именно Великая стена — самый привлекательный объект, с точки зрения туристического бизнеса. Неудивительно, что Поднебесная в первую очередь ассоциируется именно с этим шедевром человеческой мысли и труда. Ежегодно стену посещают около 10 миллионов туристов. Говорят, они наносят ощутимый урон памятнику истории и культуры. Ну не знаю... Мне бы даже в голову не пришло отколупать кусочек стены на память. К тому же едва ли это технически возможно. По крайней мере на участках, открытых для посещения. Сплошь огромные каменные глыбы, плотно подогнанные друг к другу или же не менее безупречная кирпичная кладка.
Карабкаясь на стену (а ступеньки в некоторых местах ну очень крутые, сантиметров пятьдесят высотой), вновь и вновь ловлю себя на мысли об ирреальности происходящего. Стена повсюду, куда не бросишь взгляд. Плутает себе, будто гигантская змея, по горным хребтам. Здесь в горах, вдали от пекинского смога, воздух буквально звенит чистотой. Погода же на стене меняется в считанные секунды. Ну, прямо как на Южном Урале! То вдруг подует сильный холодный ветер, и тогда хочется упаковаться чуть ли не в пуховик. То вдруг настанет полный штиль, и тогда зной заставит мечтать о купальнике.
Каждый шаг все глубже погружает в загадочный омут истории. Взор устремляется вдаль. Неужели и, правда, эта каменная «лента» — шесть с лишним тысяч километров? По легенде мифический крылатый конь Цинь Шихуанди проскакал все это расстояние за один день. Там, где копыта касались земли, возникали сторожевые башни. Однако на самом деле расстояние между ними строго выверено — два полета стрелы, выпущенной из лука. Оборонительная логика здесь воплощена во всем.
Наружная часть стены выше внутренней примерно на два метра. Есть смотровые окна и бойницы. Башни, возвышающиеся над стеной, как правило, имели два яруса. В нижнем помещении хранились оружие и продовольствие, здесь же отдыхали воины. Сигнальные вышки служили источником информации. Днем условные сигналы передавались с помощью дымовых шашек, ночью зажигались огни. Увы, время поработало на славу. Крепости, форты и сигнальные башни по большей части срыты. А вот собственно стена и ее сторожевые башни стоят, как новенькие, будто бы возведены вчера.
Рассказ экскурсовода о темпах строительства поражает воображение. Не трудно догадаться какой ценой достигался этот эффект. В давние императорские времена трудовую повинность отбывало практически все население Китая. Из пятерых членов семьи двоих обязательно забирали на строительство стены. И в первую очередь здесь, конечно же, трудились заключенные. При этом уже в ту далекую эпоху жесткая дисциплина стала нормой жизни. Если, к примеру, партия каторжников задерживалась в пути хотя бы на день, по прибытии их всех казнили.
Не трудно представить затраты, особенно если учесть, что строительство, как правило, велось на крутых склонах, в глубоких ущельях или девственных пустынях. Люди умирали, как мухи. Тела несчастных тут же замуровывали в стену. Других вариантов захоронения попросту не было. При этом, согласно поверью, умершие на ряду со стеной должны были охранять границы Китая от набегов северных кочевников. А еще... — от злых духов, которых, вероятно, столь масштабное строительство изрядно нервировало.
На этих печальных моментах стараешься не зацикливаться. Не очень-то приятно прогуливаться по братской могиле. Кто знает, может быть, именно благодаря этому стена обладает поразительной акустической особенностью? Говорят, если с одной стороны стены что-нибудь прошептать, то, прижавшись ухом к другой стороне, все это можно услышать. И 10-метровая толщина не помеха! Каково?!
Как утверждают справочники, Великая стена — единственное творение человеческих рук, видимое из Космоса. Но вот парадокс. Сколько-нибудь серьезные противники никогда ее не штурмовали. Что же касается кочевников, то проблему прохождения сквозь стену ишак, груженный золотом, решал получше Копперфильда. По большей части глобальная каменная ширма играла чисто символическую роль. С изобретением пороха и пушек стена вовсе потеряла свою актуальность. Чтобы решить вопрос продовольствия императоры переселяли сюда народ, заставляли осваивать земли. Армия тем временем тоже что-нибудь производила. Так, вдоль стены разрастались поселки и города. Сражения если и случались, то локальные и недолгие. Все остальное время двери были распахнуты, и велась бойкая торговля.
Прошли века. Но... чем больше перемен, тем меньше что-либо меняется. Торговцев и сегодня на стене видимо-невидимо. Чего тут только нет! Глава нашей делегации Виктор Конин даже умудрился купить (практически за бесценок) шикарную лисью шапку с хвостом. Но, пожалуй, самый ходовой товар — удобная обувь, которая продается здесь в ассортименте. За пару таких вот простецких тапочек с нескользкой подошвой плохо подготовленный в плане обуви турист отдаст любые деньги.
В считанные минуты вам изготовят и заламинируют именной сертификат, свидетельствующий о том, что вы действительно ступали по Китайской стене и вам это не приснилось. Не желаете нефритовый талисман на шею? Он оградит от всех болезней. Для особо тщеславных — именная нефритовая печать, символизирующая власть, данную императору Небом. Это тоже в считанные минуты. Можно также заказать печать из яшмы или змеевика (по наивности думала, что добывают его только на Урале).
Не покладая рук, трудятся художники и мастера художественной резьбы по камню. Истинную ценность любого из этих сувениров осознаешь лишь по возвращении домой. «А эта вещица откуда?» — спросят тебя невзначай гости. «Да так, по случаю купила на Великой Китайской стене», — ответишь, скромно потупив взор.
В Китае совершенно незнакомые люди часто меня просили сфотографироваться вместе с ними. Охотно соглашалась. Мне все равно, а людям приятно: блондинка, экзотика. Когда же я на стене с аналогичной просьбой обратилась к двум военным, реакция последовала странная. Мужчины будто бы остолбенели. Согласились лишь, когда сопровождающий нас коллега из газеты «Молодежь Китая» объяснил, что мы — российские журналисты. Провокации, что ли, боятся?
Ресторанчиков и предприятий быстрого питания здесь тоже не счесть. Китайцы стараются, чтобы туристы остались довольны всем. Многие туристы бывают довольны до такой степени, что даже оставляют на стене свои автографы. Каменную кладку то там, то здесь «украшают» иероглифы, означающие, очевидно, в переводе «здесь был Ва Ся». Но что характерно — ни одной надписи на русском языке. Даже обидно как-то стало за державу. (Шутка).
И еще один парадокс. Грандиозное оборонительное сооружение теперь служит символом мира. Многовековые усилия миллионов китайцев, их замурованный прах заставляют преклоняться представителей всех без исключения рас и народов. Великая стена внесена ЮНОСКО в каталог мирового культурного и природного наследия. Почему она до сих пор не названа восьмым чудом света — для меня большая загадка.
Татьяна Строганова. Фото автора и из семейного архива
Директор телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ», продюсер документального фильма «Ректор» Сергей Гордиенко:
— Мне показалось, что Татьяна Строганова больше всего подходит на роль автора сценария. Она быстро освоила специфику телевизионной работы, сумела создать нужную атмосферу, наладить контакт с героем и со съемочной группой. В итоге мы получили документальные кадры такого качества, на которое и были нацелены. Степень достоверности достаточно высокая. А то, что Татьяна не считает себя телевизионным человеком, это даже хорошо. Это заставляет ее работать с большей отдачей…
http://stroganova.su/society/608-vektor-rektora-idem-vpered-i-vverkh.html
***
Из книги «Записки шестидесятника и пушкиниста» известного общественного деятеля Челябинска Юрия Доронина:
«…Огромное удовлетворение я получаю от общения с талантливыми журналистами Михаилом Фонотовым, Татьяной Строгановой и другими пишущими «профи». Их немного, но только они наполняют смыслами культурно-информационное пространство. Каждый состоявшийся журналист – это целый мир, уникальный сплав человеческой энергии, интеллекта, жизненного опыта, творчества, коммуникативных навыков и деловых качеств.
Среди челябинских журналистов я давно симпатизирую Татьяне Сергеевне Строгановой (Тимошенко), так как помимо перечисленных качеств ее еще отличают женское обаяние, сильный характер, огромная работоспособность и особое журналистское чутье при оценке людей и событий.
Татьяна Сергеевна является автором нескольких тысяч статей и интервью, лауреатом многих премий в области журналистики. А недавно ей была вручена высшая награда – «Золотое перо России»...
***
Генеральный директор агентства «Международный пресс-клуб Чумиков PR и консалтинг», председатель комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), доктор политических наук, профессор Александр Чумиков:
— Татьяна, спасибо за интервью! И вообще… посмотрел Вашу «коллекцию» на личном ресурсе — очень достойно! Непременного продолжения творческого полета!
http://stroganova.su/society/554-aleksandr-chumikov-my-vse-podopytnye-kroliki.html
***
Виктор ВАЙНЕРМАН, член Союза российских писателей, заслуженный работник культуры России, профессор РАЕ:
— …Рассказ Татьяны Строгановой «Единственный на свете» мне захотелось выучить наизусть и читать вслух, специально собирая для этого школьников – и в литературном музее, и в школах. Рассказ челябинской журналистки – о верности, о судьбах, о вере друг в друга. Я бы сказал, не боясь красивости – это рассказ о том, что делает нас людьми и позволяет сохранить надежду на будущее человечества.
Из статьи критика, опубликованной в литературно-художественном журнале «Менестрель» № 2 (2013 г.)
***
— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..
Илья Герчиков, вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля:
— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.
http://stroganova.su/society/516-vrach-s-mozgami-nabekren.html
***
— Вы не любите каверзные вопросы?
Директор челябинского физико-математического лицея № 31, почетный гражданин Челябинска Александр Попов:
— Да я ответы не люблю.
— В смысле лучше не ответить, чем ответить и за это потом отвечать?..
— Да не интересно мне отвечать! Вопросы ваши интереснее. Их редко кто может задавать.
http://stroganova.su/society/515-aleksandr-popov-u-menya-otbirayut-chelyabinsk.html
***
— Как научный журналист, я могу признаться, что популярный рассказ о математике — это самое сложное в научной журналистике. Это запредельная вершина! — прокомментировал победу нашей землячки член жюри, основатель и главный редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич.
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором. stroganova2 @ yandex.ru