С этими вопросами мы обратились к автоледи с более чем 30-летним стажем вождения. Экспертиза ДТП уже много лет ее профессиональная обязанность. В гостях у редакции автоюрист, администратор компании «Экспертъ-Бюро» Елена Микова.
— Кто-то из читателей, наверное, усмехнется: женщина с женщиной говорит о женщинах... Можем ли мы претендовать на объективность?
— Вполне. Почему нет? Я считаю, на сегодняшний день как раз женщины более объективно оценивают ситуации вообще, и на дорогах в том числе. Во всяком случае, мне очень редко доводится встречаться с женщинами-клиентами. А это показательно. Объективно оценить обстановку — значит, не попасть в неприятную ситуацию. Эта тенденция — минимальное количество женщин, обращающихся за помощью — особенно в последнее время наблюдается. Раньше и в алкогольном опьянении попадались женщины, и прав лишали... Сейчас они, конечно, тоже есть. Но все же их очень мало. Более разумно, мне кажется, подходят к вопросам соблюдения правил.
По моему ощущению, женщин в рядах участников дорожного движения уже больше, чем мужчин. Раньше я обращала внимание на то, что дамы ведут себя очень странно на дороге. Можно было понять, что за рулем женщина, даже наблюдая издалека. Сейчас и техника усовершенствовалась, и возможностей появилось больше для маневра, и оценка дорожной ситуации стала более объективной. И потом не надо забывать о ключевом моменте: женщину всегда ждут дома дети. И она об этом помнит, в отличие от мужчины, у которого много других проблем и забот. Женщина, чем бы она ни занималась, просто обязана вернуться домой.
— Откуда тогда обезьяна с гранатой взялась в устном народном творчестве?
— Я давно не слышала этой аллегории, кстати. Это отголоски былых времен, мне кажется.
— Тем не менее, мужчины порой все же пренебрежительно относятся к автоледи, посмеиваются...
— Ну а что им остается делать? Они начинают осознавать, что слабее женщин. Это во всех сферах проявляется, и в автомобильной в том числе. В семье — слабее, на работе зачастую — слабее, в личных отношениях тоже инициатива уже теперь от женщины исходит. Так что, видимо, возвращаемся к матриархату.
— Может быть, это не так плохо? В итоге мужчины будут печь блины, а женщины будут добывать продукты...
— Кстати, это у мужчин неплохо получается. Но, с другой стороны, тогда на женщину будет возложена очень большая ответственность. Впрочем, нам к этому не привыкать.
— Чего больше на дорогах сегодня: уважения или хамства со стороны мужчин?
— Когда я сдавала на права, женщин в автошколе были единицы. В последнее время ситуация очень сильно поменялась. И на дорогах ситуация меняется в лучшую сторону. Раньше больше все-таки хамство проявлялось. Хотя... когда я начинала управлять автомобилем, может быть, вела себя таким образом, что вызывала ответную негативную реакцию: и подрезали, и тормозили...
— А сейчас вы идеальный водитель?
— Идеально водить трудно, особенно в нынешних условиях. Во-первых, не всегда в хорошем состоянии дороги. Во-вторых, дураков никто не отменял. Они были, есть и будут. Может быть, я набралась уверенности и по-другому себя веду? Во всяком случае, мне стало спокойней на дороге. Хотя, все очень сильно зависит от настроения, с каким ты выезжаешь утром. Стиль и манера вождения у женщин не каждый день одинаковы. Настроение замечательное — хочется ехать быстрее. Плохое настроение, где-то даже страх — это сказывается. Мне доводилось разговаривать с мужчинами-автомобилистами на эту тему. Они тоже считают, что настроение оказывает влияние.
Вообще на ситуацию на дорогах масса факторов влияет. Когда они сочетаются в одной точке в одно время, происходит то, что мы называем ДТП. Не бывает аварии, произошедшей по одной-единственной причине. Их действительно много. Вплоть до каких-то сил небесных... Помните «Мастера и Маргариту»? Аннушка уже пролила масло... И все — с этим уже ничего не сделаешь. Еще бы знать, где она его пролила.
— По вашим ощущениям, кто становится чаще виновником ДТП: мужчины или женщины?
— Я не веду такой статистики. Но, мне кажется, важно не это. Важно качество обучения. Вот основная проблема. Нас в свое время учили ездить, а сегодня натаскивают на получение водительского удостоверения. Некоторым и вовсе его в качестве подарка дают. Чем дороже, больше и шикарней автомобиль, тем порой безответственнее водитель. В таких рядах часто бывают и женщины. Сами себя не любят, не уважают, не берегут, не ценят. Я читаю, что купленные права — это прямая дорога на тот свет. Надо хорошо учиться, много практиковаться и совершенствовать качество вождения бесконечно. Раз ты оказался участником дорожного движения, будь любезен отвечать за свои поступки. А если тебя не научили ответственности... Обидно одно: как правило, страдают как раз добропорядочные граждане. Виновником оказывается именно тот, у кого права куплены, кто выпил за рулем или принял дозу. Алкоголик едет на автопилоте, а наркоман вообще зависает за рулем и автомобиль можно сравнить с неуправляемым снарядом.
— А джентльменство на дорогах — это тоже миф?
— Я стараюсь вести себя за рулем не как женщина, а как участник дорожного движения. Джентльменство совершенно не прописано в правилах и приводит иногда к казусам. В ПДД черным по белому сказано: приоритет у водителя на главной дороге. И вдруг мужчина начинает тебя пропускать со второстепенной, чем может тебе такую медвежью услугу оказать, что на всю оставшуюся жизнь хватит воспоминаний и проблем. В первом ряду он тебя пропускает, а во втором-то ряду и знать не знают, что тут джентльменство кто-то решил проявить. Нет на дороге мужчин и женщин. Есть участники движения.
— Другое дело, если у женщины лопнуло колесо, и она мучается с домкратом...
— Замечательно, если кто-то в искреннем порыве придет на помощь! Кто спорит? Но в жизни бывает ровно наоборот. Лопнуло колесо, выходишь разбираться, а тут умудряются еще и сумку «подрезать». Джентльмены бывают разные. Некоторые — удачи. Он предложит помощь по замене колеса, а в это время напарник «обчистит» салон. В итоге и колесо не поменяли, и сумки нет. Ухо надо держать востро. Если ты подписалась ехать на машине, значит, надо думать о том, что возможны проблемы с колесом. Запасись телефоном мобильной «шиномонтажки». В любом случае лучше прибегать к помощи профессионалов. Что-то случилось — бегом к специалисту!
— Обереги для машины, игрушки, украшающие лобовое стекло... Как к этому относитесь?
— Это все детский лепет. Я считаю, что если производитель сделал автомобиль и игрушку в нем не повесил, значит, никакой пользы от нее не будет. Производители учитывают все нюансы. Все, что нужно, в машине есть. Не надо ничего выдумывать. Лучше уж авторегистратор повесить. Полезная вещь, к слову. Наши эксперты непременно видеозапись учитывают при разборе ДТП.
— Кстати, как Запад без регистраторов обходится? 15 февраля зарубежная общественность была так удивлена, что у нас метеорит со всех сторон снят на видео...
— Я думаю, это игрушка, которой и мы в свое время наиграемся. На нас сейчас просто столько всего интересного разом свалилось в плане техники, что глаза разбегаются. Как удивлялись телевизору 3 D! А сейчас все равно идем в профессиональный кинозал смотреть профессионально снятый фильм.
— И все же что вы думаете об украшательстве авто? Даже ресницы к фарам приклеивают!..
— Если это не мешает движению — ради Бога! У меня самой аэрография на машине. Правда, она появилась на том месте, где была царапина. Чисто коммерческое решение. Многие сейчас делают рисунки именно там, где автомобиль более уязвим. Дело в том, что по страховке аэрография оплачивается отдельно. И это правильно. Потому что, если автомобиль поврежден, то его сначала нужно восстановить, а потом снова нанести аэрографию.
— Что же изображено на вашем авто, если не секрет?
— Солнце, море, горы... — знойный пейзаж.
— Что символизирующий?
— Мечты! Хочется на отдых...
Татьяна Строганова.
Иллюстрация Юрия Прожоги.
mediazavod.ru
2009—2024 © Татьяна Строганова. Перепечатка материалов только по договоренности с автором. stroganova2 @ yandex.ru