Авто → О техосмотре
Создано 19 Август 2013

До недавнего времени проверка технического состояния транспортных средств доставляла немало хлопот автомобилистам. В пунктах осмотра скапливались большие очереди. Автомобилистам приходилось не только жертвовать временем, но и изрядно нервничать: пройду — не пройду? Заменив обязательный техосмотр диагностической картой, законодатели изменили ситуацию.

Казалось бы, все к лучшему. Нет теперь никаких очередей в пунктах техосмотра. А полис ОСАГО удается порой оформить и вовсе без диагностической карты. Жить бы да радоваться... Если бы не один «железный» аргумент. Кривая смертности на дорогах из-за технической неисправности авто неумолимо продолжает ползти вверх.

Ситуацию комментирует директор некоммерческой организации «Центр объективного контроля и экспертизы на транспорте» Борис Шмаков.

— Членами нашей организации являются операторы технического осмотра. Могу сказать с уверенностью: требуются кардинальные изменения. Техосмотр в том виде, в котором он на сегодняшний день существует, не нужен никому. Ни автовладельцам, ни государству. Возможно, нужен лишь тем, кто зарабатывает каким-то образом на этом. Но безопасности и снижению аварийности не способствует. Что мы имеем? Громаднейший рост ДТП с начала 2013 года по техническому состоянию!

По данным ГИБДД за первый квартал, свыше 50 процентов рост при общем снижении количества ДТП на 6,7 процента. Это объективно говорит о том, что процедура несостоятельна. А если углубиться в действующий закон о техническом осмотре, станет ясно, что именно он породил это противоречие между двумя сферами бизнеса. А любой бизнес, если имеет какие-то препятствия, стремится их преодолеть...

— Вы имеете в виду операторов ТО и страховщиков? И в каких отношениях сегодня эти сферы?

— Согласно закону, чтобы получить полис ОСАГО, автовладелец должен предъявить диагностическую карту. По сути дела, страховая компания не имеет права выдать полис, если карты нет. Это теоретически. А что мы видим на практике? Страховщики выдают полисы ОСАГО без карты. Полевые агенты страховых компаний, уважаемые женщины курсируют около ГИБДД, ходят по офисам и предлагают застраховаться. Автовладелец говорит: «Я не против, но у меня нет техосмотра...». «Да ничего! — слышит в ответ. — Мы вас и так застрахуем». Потом каким-то образом все это оформляется.

Можно долго рассуждать, злодейство это или нет. Но в итоге мы имеем определенное количество автовладельцев, получивших полисы ОСАГО, и определенное количество машин, которые прошли техосмотр и попали в единую базу ГИБДД. Однако эти количества не совпадают. Первых значительно больше. Таких автовладельцев в России миллионы. Ну а результат, как я уже сказал, — рост ДТП, повышение процента смертности.

В Европе тенденции совершенно противоположные. В Германии, к примеру, наоборот, ужесточают требования, усиливают контроль технического состояния автомобилей на дорогах. Даже если пройден техосмотр, могут в любой момент проверить техническое состояние автомобиля прямо во время поездки. Поставлена задача: 50 процентов транспорта проверять в дорожных условиях.
Для чего это делается? Это элемент программы по снижению смертности до 2015 года. Программа разработана детально и по всем направлениям. Касается всех факторов, влияющих на безопасность: человек, автомобиль, дорога. Поэтому европейское экспертное сообщество очень удивили российские тенденции. Дороги в плачевном состоянии, водители часто садятся за руль нетрезвыми да при этом еще и ищут лазейки, чтобы техосмотр не проходить.

— Что же делать?

— Может создаться впечатление, что все упирается в страховщиков. Ах, какие они нехорошие! Хорошие или плохие — не в этом суть дела. У них свой бизнес, люди хотят зарабатывать. В нашем сообществе тоже наметилась малоприятная тенденция. Уменьшается количество транспорта, приезжающего на пункты техосмотра. А специалистам надо как-то выживать. Как? Приходится снижать какие-то затраты.

На пунктах, ориентированных на нормальную работу, ситуация вынуждает сокращать время осмотра. Оператор техосмотра — лицо, аккредитованное в Российском союзе автостраховщиков. Сам процесс аккредитации происходит заочно. Пакет документов отправили, если все правильно оформлено и оплачена незначительная сумма — вот вы уже и оператор. И можете выдавать эти диагностические карты, по сути дела, ничего не проверяя. Таков общий уровень сознания и ответственности. Но автомобилисты продолжают надеяться на авось.

— Каковы ваши пожелания законодателям?

— Существуют определенные организации, которые предлагают вообще закон переписать. Я считаю, что это неправильно. Можно в рамках действующего закона предпринимать меры и добиваться успеха. Мы предлагаем конкретные мероприятия. На диагностической карте есть 21-значный номер, который свидетельствует, что информация о машине занесена в базу ГИБДД. Так вот, логично было бы сделать следующий шаг. Представитель страховой компании мог бы этот номер вписать в полис, в графу «Особые отметки».

Кроме того, ГИБДД необходимо на дороге выборочно осуществлять контроль. Выяснять по базе данных: действительно ли проходил автовладелец техосмотр или нет? Это абсолютно не фантастика! Это то, что давно применяется в Европе и США. Самое интересно, что все это прописано и в российских нормативных актах. Вообще-то, технический надзор на дорогах предусмотрен, но не проводится почему-то. Все это нужно активно внедрять. Автовладелец должен знать: проехал 15 000 километров — машину необходимо тщательно проверить. Этот закон не государством прописан, а кровью.

Татьяна Строганова.
Специально для mediazavod.ru

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru