Начинающие водители будут тренироваться на дорогах, минуя автодром

Соответствующую инициативу сотрудников ГИБДД и представителей автошкол уже поддержали столичные парламентарии.

Мотивация любопытная: Москва из-за плотной застройки не имеет возможности предоставлять необходимую для получения лицензии автодромную базу каждой автошколе. Не исключено, что столичный опыт со временем будет внедрен и в Челябинске.

Эксперты разделились во мнениях. Одни считают, что таким образом водители быстрее адаптируются в реальной дорожной обстановке. Другие убеждены, что количество ДТП резко увеличится.

Комментирует новшество профессор кафедры эксплуатации автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат юридических наук, автомобилист с 40-летним стажем вождения Владимир Городокин.

— Нельзя однозначно сказать: хорошо это или плохо. Нужно найти золотую середину. Не выпускать курсантов автошкол в город, а обучать только на автодроме — неправильно. Одно дело тепличные условия и совсем другое — условия войны на дороге (а по другому я назвать не могу — это война). С другой стороны, если выпускать сразу совсем неопытных курсантов на дорогу, они создадут массу проблем всем участникам движения и себе, разумеется. Это просто страшно. Я бы говорил о том, что первичные навыки все равно нужно получать на каких-то автодромах.

— Может быть, опасность преувеличена? Водители ведь боятся машин с буквой «У» и стараются объезжать их за версту...

— Совершенно правильно делают. Важно как учить новичков, а не когда им выезжать в город. Между тем учение в наших автошколах сводится к одному — сдать экзамен в ГИБДД. Но требования ГИБДД не совсем правильные и порой даже противоречат здравому смыслу.

Пример — встречный разъезд на перекрестке при левом повороте. Автошколы и ГИБДД требуют, чтобы автомобили разъезжались левыми бортами. А это неправильно. Точнее, правильно, но не на всех перекрестках. В Челябинске есть перекресток улиц Курчатова и Блюхера. Там надо так разъезжаться. Но есть места, где это создаст заторную ситуацию. Скажем, улица Молодогвардейцев и проспект Победы или улица Чайковского и проспект Победы. То есть нужно рассматривать каждый конкретный случай.

— Что может порекомендовать начинающим водителям автомобилист с 40-летним стажем?

— Это сложный вопрос, предполагающий долгую дискуссию. Если можно было бы так легко дать совет и он был бы так же легко выполним, то, наверняка, это уже кто-нибудь сделал, и мы жили бы в безаварийном обществе. Но этого не произошло. Тем не менее, учитывая действительно достаточно большой водительский опыт, могу дать некоторые рекомендации.

Во-первых, уважайте других участников дорожного движения вне зависимости от того, пешеход это или велосипедист, отечественный автомобиль, «крутая» иномарка или грузовая фура.

Во-вторых — и, на мой взгляд, это также часть уважения — важны предупредительность и заблаговременность. Обозначайте свои предстоящие действия заранее (безусловно, в разумных пределах). Уверен, тот, кто находится рядом, и заблаговременно предупрежден о ваших намерениях, в большинстве случаев в ответ будет также предупредителен к вам.
У англичан в Правилах дорожного движения, например, есть очень интересное требование: дать возможность встречному водителю совершить поворот, пересекая вашу полосу, если за поворачивающим скопились другие транспортные средства. А в Германии существует правило, обязывающее в случае, когда проезд по одной из двух имеющихся полос затруднен, место слияния транспортных потоков преодолевать через одного, то есть в шахматном порядке.

Справедливости ради, следует отметить, что иногда подобные картины можно наблюдать и на наших дорогах, хотя Правила дорожного движения таких принципов движения не предусматривают. Так что... уважение, предупредительность и внимание.

Не все сегодня регламентируют Правила дорожного движения. С положительной стороны можно отметить существовавшие требования подачи соответствующих сигналов в тексте первых общесоюзных Правил движения по улицам и дорогам СССР 1961 года. Так в п.37 (г) указывалось следующее. Водитель обязан подавать сигналы: ...немедленно после того, как освобождена дорога для обгоняющего, — указателем поворота направо, или приглашающим жестом руки (в темное время суток и при отсутствии движения навстречу ответным сигналом безопасного обгона может служить переключение света).

Особо хочется подчеркнуть регламентированную Правилами тех лет необходимость ответных действий водителя обгоняемого транспортного средства, который не только должен был «не препятствовать» обгону, но и дать понять водителю обгоняющего транспортного средства, что его видят и дают возможность продолжить маневр.

Это, безусловно, напоминает способ предупреждения о допустимом маневре обгона, подаваемом чаще всего водителями-дальнобойщиками водителю обгоняющего автомобиля включением соответствующих сигналов поворота. Однако, в Правилах дорожного движения этот прием общения между собой водителей, к сожалению, не предусмотрен и зависит только от внутренней культуры конкретного водителя.

Татьяна Строганова.
Рисунок Юрия Прожоги.
Специально для mediazavod.ru

2009—2024 © Татьяна Строганова.  Перепечатка материалов только по договоренности с автором.  stroganova2 @ yandex.ru